Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе, является компьютерная презентация.
Компьютерная презентация, созданная в программной среде PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты (музыку, мультипликацию и видеофрагменты). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов (кнопок) или гиперссылок.
Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:
наглядность для слушателей;
тезисность для выступающего.
Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации.
Выделяют следующие виды презентаций:
статические: пользователь (ученик или студент) изучает информационный материал, размещенный на слайдах презентации, но не имеет возможность изменить содержимое слайдов (записать или отметить на слайде правильный ответ); последовательность просмотра слайдов проектируется разработчиком презентации в виде жесткой навигационной схемы и не может быть изменена в процессе работы;
интерактивные: пользователь, помимо изучения информационных материалов, может изменить содержимое слайдов; навигационная схема интерактивной презентации является динамичной, последовательность перехода между слайдами определяется действиями пользователя в процессе учебных заданий, размещенных на слайдах.
При подготовке мультимедийных презентаций учебного назначения необходимо учитывать:
общедидактические принципы создания обучающих программ;
требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана;
эргономические требования.
При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:
в презентации не должно быть лишнего: каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею электронного продукта;
презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;
продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут;
презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, а не дублировать материал урока;
Гибкость - одна из основ успешной презентации. Необходимо быть готовым внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию обучающихся.
Презентация может иметь две версии:
для студента;
для преподавателя.
Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для студента его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.
Разработка презентации может проходить в несколько этапов.
Табл.1
Этапы разработки мультимедийной презентации.
|
Этап |
Перечень работ презентации |
|
Планирование |
Определение типа мультимедийной презентации; определение аудитории, на которую ориентирована презентация. |
|
Проектирование |
Выбор навигационной схемы; разработка дизайна слайда. |
|
Информационное наполнение |
Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения слайдов; подготовка речевого сопровождения; подготовка видеосопровождения; подготовка файла других прикладных программ (аудио\видеофайлов, дикторского сопровождения, документов пакета Microsoft Office, графических файлов, ссылок Интернета и др.) |
|
Программная реализация |
Заполнение слайдов информационным материалом; цветовое оформление слайдов; настройка мультимедийных эффектов; установка гиперссылок на элементы меню в соответствии с навигационной структурой. |
|
Тестирование |
Устранение ошибок в текстовом и иллюстративном материалах; проверка мультимедийных эффектов; проверка гиперссылок, реализующих навигационную схему. |
|
Эксплуатация |
Проведение занятий, демонстрация на конференциях, выставках. |
|
Сопровождение |
Совершенствование мультимедийной презентации. |
Анализ учебного предмета "информатика"
В наше время предмет "информатика" начинают изучать с младших классов. Рассмотрю пример школы, в которой я учился. Нагрузка: по 2 часа в неделю для каждой подгруппы в классе для старшеклассников и по одному часу для младших классов. Основными учебными целями предмета "информатика&quo ...
Анализ методической литературы по вопросам изучения
и устранения нарушений письма
В методологической литературе авторов: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Н.Н. Волосковой, Е. Тихоновой, Е. Куценко, С.А. Андреевой дается много рекомендаций по преодолению нарушений письма. Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Сегодня среди уч ...
Развитие физических качеств детей в младшем школьном возрасте
Развитие ребенка младшего школьного возраста, становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед орг ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.