Педагогика и образование » Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения » Сущность дифференциации обучения

Сущность дифференциации обучения

Страница 1

Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содержанию). Обучение дифференцируется как при решении задач индивидуализации учителем в своем классе, так и в случаях, когда индивидуализация выходит за пределы классно-урочной работы.

Во всех этих случаях индивидуализация и дифференциация обучения непосредственно связаны. По-видимому, это обстоятельство и послужило причиной смешения указанных понятий и употребления термина «дифференциация обучения» в разном значении.

При реализации учета индивидуальных различий учащихся дифференциация обучения играет роль средства, которое, однако, может быть использовано не только в целях индивидуализации. Например, обучение дифференцируется по классам (годам обучения) в зависимости от возраста школьников, а также в тех случаях, когда учащиеся по группам выполняют различные задания и работы. Хотя в итоге они проделывают весь набор учебных заданий (так как группы меняются местами), тем не менее, процесс обучения осуществляется дифференцированно. Таким образом, дифференциация не отражает наиболее существенные и специфические признаки индивидуального подхода и, следовательно, индивидуализацию обучения нет оснований именовать дифференциацией. Оба понятия имеют самостоятельное значение и в большинстве случаев соотносятся между собой как цель и средство.

Поскольку индивидуальный подход к учащимся тесно связан с дифференциацией обучения, представляется важным рассмотреть структурные компоненты последней.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением". При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

Дифференцированный подход в обучении:

- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах .

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

- С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

- С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

- С дидактической точки зрения цель дифференциации–

решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (Гузик Н.П. ), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов В.В.), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И.В.)

В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы школ ориентированы:

на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Понятие трудолюбия
К. Маркс писал; «Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной ...

Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элемент ...

Специфика логопедической работы с дошкольниками с нарушением зрения
Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять карт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru