Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики

Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики

Заработок на криптовалютах по сигналам. Больше 100% годовых!

Заработок на криптовалютах по сигналам

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно.

Обращайтесть в телеграм LegionCryptoSupport

Страница 1

Начало ХХ века было отмечено резким ростом неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере российского образования. Требования усилить внимание по "всему русскому" в программах и учебных пособиях выдвигали и либерально-демократические деятели общественно-педагогического движения, и откровенные консерваторы. Характерно, что при этом и те и другие обращались к общественным положениям, сформулированным еще К.Д. Ушинским, как к исходным базовым постулатам, но выстраивали каждый собственную аксиологическую конструкцию. В результате определились две основные трактовки концепции народного характера воспитания, разработанной классиком отечественной педагогики, - репродуктивно-апологетическая и конструктивно-критическая. Сторонники первой – К.Н. Ярош, И.А. Сикорский, А.А. Мусин-Пушкин, В.Ф. Динзе, Вл. Волжанин и др. заявляли, что главная беда русской школы состояла в том, что она "поддалась всяким чуждым интернациональным течениям, идущим извне, властно захватившим ее и насильно оторвавшим от отечественных родных устоев, по возможности, парализовав их… Все предметы в ней лишались национальной своей основы и преподавались… имея в виду не русских учеников, а какую-то космополитическую молодежь". В противовес им сторонники конструктивно-критического подхода – П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, С.И. Гессен, подчеркивая своевременность поставленных К.Д. Ушинским вопросов, особо отмечали правомерность выдвижения им родного языка в качестве стержня национального образования. Вместе с тем они обосновали ряд предложений, полемизирующих с концепцией К.Д. Ушинского и существенно продвигавших разработку проблемы в целом. Так, исходя из представления о том, что, поскольку педагогика является прикладной наукой и в своей "теоретической части" носит, как и всякая другая, общечеловеческий характер (с чем был согласен и К.Д. Ушинский), она не является чисто национальным феноменом. Народный характер, который классик педагогики хотел придать отечественной системе образования в противовес господствовавшей западной модели, означал, по их мысли, прежде всего замену плохой школы хорошей, продуктивной, в данном случае понимаемой им как национальной. Особо отмечалось, что противопоставление национального образования приоритетам и ценностям "общечеловеческой культуры" не только неправомерно, но и опасно, поскольку при "насильственной гегемонии какой-либо одной культурной ценности" гармоничное воспитание становится невозможным. Стремление построить образовательный процесс только (или в основном) на национальном материале подрывает саму сущность полноценного общего образования. Очевидно, что критическому осмыслению подвергалась не столько сама концепция национальной школы К.Д. Ушинского, сколько ее искажения в работах эпигонов. Необходимость решительного поворота к осмыслению национальных корней образования была обусловлена тем, что образец воспитания и обучения в русской педагогике традиционно связывались с немецкими образцами. Отсюда следовало, что жизненна необходима школьная реформа. Ее пост возглавил министр народного просвещения П.Н. Игнатьев. Реформа стимулировала активизацию отечественной научно-педагогической мысли. В результате сложились и оформились две концепции национального образования, существенно различных по всему спектру соответствующей тематики. По убеждениям В.Ф. Динзе и Вл. Волжанина источником создания подлинно национальной школы должны стать не "кабинетные построения ученых-теоретиков", а сам русский народ – его история, дух и традиции (т.е. примерно то, что сейчас определяется терминами – менталитет, ментальность). Непременным условием успешного национального воспитания является общий политический, экономический и культурный подъем России. В этой благоприятной среде окрепнет самосознание русских, расцветет народное творчество, актуализируется богатое культурное наследие, а все это вместе и создает фундамент для русской школы. Ее задача будет состоять в том, чтобы вырастить и сформировать "активную нацию", способную к самоопределению. Соответственно педагогическому процессу предполагалось придать действенный характер, органично вписать его в окружающую жизнь, направить на изучение "малой Родины", воспитание чувства любви к ней. С этой целью устанавливалась определенная его этапность. Сначала это "пропитывание ребенка продуктами национального творчества, затем все прогрессирующее собственное национальное творчество". Большое значение отводилось организации экскурсий по родному краю, созданию трудовых дружин, работая в которых школьники углубят знания русской истории и русского народа, любовь и уважение к ним" . Содержание общего среднего образования также должно стать прежде всего национальным и в качестве "ведущей направленности иметь задачу приобщить весь народ к отечественной культуре, великое духовное богатства сделать достоянием наших детей, составной их частью".

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и дру ...

Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей: 1. Принцип всеобщности и доступности — возможност ...

Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0482