1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля.
Например, на этапе ориентировки:
- Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти знания?
Этап реализации:
- Что я должен делать дальше, изучая диалектную лексику? Почему? Зачем?
Этап контроля:
- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как они связаны с имеющимися или полученными ранее. Таким образом, рефлексивные вопросы помогают ученику осознать для чего и каким образом они изучают диалектную лексику. А также способствуют учебно-познавательной деятельности школьника, которая направлена на получение предметных и общепредметных знаний, умений и навыков по диалектной лексике.
2. Познавательная рефлексивная задача решается в несколько действий.
Например, ученику необходимо решить следующую задачу – Найдите диалектные слова в тексте. Понятно ли всем их значение? Почему? С чем это связано? Для ее решения школьнику нужно предпринять следующие действия:
1. Вспомнить, что такое диалектное слово;
2. Найти диалектные слова в тексте;
3. Узнать их значение, проверив себя по "Толковому словарю" или "Словарю диалектных слов";
4. Ответить на заданные вопросы.
Или такие рефлексивные задачи, как:
- Прочитайте стихотворение Н.А.Некрасова "Крестьянские дети". Для чего в художественном тексте используются диалектные слова? Что они придают тексту?
- Определите, к какой группе слов относятся слова (кочет, туес, биток, ленивка)? Чем вы руководствовались при выполнении задания?
- Найдите диалектные слова в тексте. Какое общеупотребительное слово соответствует ему? Проверьте себя по толковому словарю.
- Что общего в диалектном произношении двух групп слов? Изменение в какой группе слов распространено шире? Почему?
- В стихотворении С.Есенина "В хате" найдите диалектные слова. Определите их тип. Какие из этих слов являются принадлежностью преимущественно южнорусских говоров? Почему?
- Какие из приведенных названий являются диалектными (диалектные названия деревьев, домашних животных, зверей, птиц)? С какими из перечисленных слов вы знакомы? Какие особенности в их значении и употреблении? Нет ли других слов, употребляющихся в том же значении?
Такие задачи способствуют формированию у учащихся умений осознавать и контролировать мыслительную деятельность, а также развивают опознавательные, классификационные, аналитические, синтетические и творческие умения при изучении диалектной лексики.
3. "Языковой портфель". "По цели выделяют следующие типы портфолио:
- "папка достижений", отражающая успехи ученика в освоении какого-либо учебного предмета;
- рефлексивный, направленный на отслеживание результативности учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и качественном плане;
- проблемно-исследовательский, связанный с написанием исследовательской работы, подготовкой реферата, доклада, сообщения, выступления;
- тематический, издаваемый в процессе изучения какой-либо темы, раздела, учебного курса".
"Языковой портфель" помогает школьникам осознанно описать собственную работу по изучению диалектной лексики и личностные достижения.
Наиболее оптимальными можно считать проблемно-исследовательский, тематический и рефлексивный "Языковой портфель".
Проблемно-исследовательский "Языковой портфель" позволяет учащимся самостоятельно:
- выбрать название работы по диалектологии;
- изучить литературу по теме;
- составить план работы;
- выявить дискуссивные точки зрения по теме;
- просмотреть, каковы будут результаты исследования;
- выбрать методы исследования;
- прогнозы и перспективы исследования.
Эта работа помогает учащимся глубоко понять и осмыслить диалектную лексику, а также дает предпосылки к написанию исследовательских научных работ.
Тематический "Языковой портфель" ученика создается в процессе изучения диалектной лексики. Ученик в него отбирает материалы по определенным параметрам:
1. Задания и вопросы должны соответствовать теме "Диалектная лексика";
2. Задания и вопросы должны быть разного уровня сложности;
3. Задания и вопросы не должны быть однотипными;
4. Количество заданий и вопросов должны быть не менее 10;
5. Задания должны быть выполнены аккуратно.
Задания.
Упражнение №1
В отрывках из стихотворений А.В.Кольцова найдите диалектизмы.
1. Из клетей домовой
Сор метлою пошел.
2. Иссохнулась долина,
Утратилась скотина,
Камара опустела.
3. Гости пьют и едят,
Речи гутарят:
Основные приемы
коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Индивидуальная тактика коррекционной работы будет зависеть от варианта картины, сконструированной на диагностическом этапе, уровня сформированности познавательной деятельности. С детьми, сконструировавшими на диагностическом этапе картины, отнесенные к перовому и второму вариантам, прежде всего, не ...
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...
Структура процесса обучения и особенности его
этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.