Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Страница 1

1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля.

Например, на этапе ориентировки:

- Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти знания?

Этап реализации:

- Что я должен делать дальше, изучая диалектную лексику? Почему? Зачем?

Этап контроля:

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как они связаны с имеющимися или полученными ранее. Таким образом, рефлексивные вопросы помогают ученику осознать для чего и каким образом они изучают диалектную лексику. А также способствуют учебно-познавательной деятельности школьника, которая направлена на получение предметных и общепредметных знаний, умений и навыков по диалектной лексике.

2. Познавательная рефлексивная задача решается в несколько действий.

Например, ученику необходимо решить следующую задачу – Найдите диалектные слова в тексте. Понятно ли всем их значение? Почему? С чем это связано? Для ее решения школьнику нужно предпринять следующие действия:

1. Вспомнить, что такое диалектное слово;

2. Найти диалектные слова в тексте;

3. Узнать их значение, проверив себя по "Толковому словарю" или "Словарю диалектных слов";

4. Ответить на заданные вопросы.

Или такие рефлексивные задачи, как:

- Прочитайте стихотворение Н.А.Некрасова "Крестьянские дети". Для чего в художественном тексте используются диалектные слова? Что они придают тексту?

- Определите, к какой группе слов относятся слова (кочет, туес, биток, ленивка)? Чем вы руководствовались при выполнении задания?

- Найдите диалектные слова в тексте. Какое общеупотребительное слово соответствует ему? Проверьте себя по толковому словарю.

- Что общего в диалектном произношении двух групп слов? Изменение в какой группе слов распространено шире? Почему?

- В стихотворении С.Есенина "В хате" найдите диалектные слова. Определите их тип. Какие из этих слов являются принадлежностью преимущественно южнорусских говоров? Почему?

- Какие из приведенных названий являются диалектными (диалектные названия деревьев, домашних животных, зверей, птиц)? С какими из перечисленных слов вы знакомы? Какие особенности в их значении и употреблении? Нет ли других слов, употребляющихся в том же значении?

Такие задачи способствуют формированию у учащихся умений осознавать и контролировать мыслительную деятельность, а также развивают опознавательные, классификационные, аналитические, синтетические и творческие умения при изучении диалектной лексики.

3. "Языковой портфель". "По цели выделяют следующие типы портфолио:

- "папка достижений", отражающая успехи ученика в освоении какого-либо учебного предмета;

- рефлексивный, направленный на отслеживание результативности учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и качественном плане;

- проблемно-исследовательский, связанный с написанием исследовательской работы, подготовкой реферата, доклада, сообщения, выступления;

- тематический, издаваемый в процессе изучения какой-либо темы, раздела, учебного курса".

"Языковой портфель" помогает школьникам осознанно описать собственную работу по изучению диалектной лексики и личностные достижения.

Наиболее оптимальными можно считать проблемно-исследовательский, тематический и рефлексивный "Языковой портфель".

Проблемно-исследовательский "Языковой портфель" позволяет учащимся самостоятельно:

- выбрать название работы по диалектологии;

- изучить литературу по теме;

- составить план работы;

- выявить дискуссивные точки зрения по теме;

- просмотреть, каковы будут результаты исследования;

- выбрать методы исследования;

- прогнозы и перспективы исследования.

Эта работа помогает учащимся глубоко понять и осмыслить диалектную лексику, а также дает предпосылки к написанию исследовательских научных работ.

Тематический "Языковой портфель" ученика создается в процессе изучения диалектной лексики. Ученик в него отбирает материалы по определенным параметрам:

1. Задания и вопросы должны соответствовать теме "Диалектная лексика";

2. Задания и вопросы должны быть разного уровня сложности;

3. Задания и вопросы не должны быть однотипными;

4. Количество заданий и вопросов должны быть не менее 10;

5. Задания должны быть выполнены аккуратно.

Задания.

Упражнение №1

В отрывках из стихотворений А.В.Кольцова найдите диалектизмы.

1. Из клетей домовой

Сор метлою пошел.

2. Иссохнулась долина,

Утратилась скотина,

Камара опустела.

3. Гости пьют и едят,

Речи гутарят:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Индивидуальная тактика коррекционной работы будет зависеть от варианта картины, сконструированной на диагностическом этапе, уровня сформированности познавательной деятельности. С детьми, сконструировавшими на диагностическом этапе картины, отнесенные к перовому и второму вариантам, прежде всего, не ...

Нормативно-правовая база деятельности социального педагога коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...

Структура процесса обучения и особенности его этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0279