Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Страница 1

1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля.

Например, на этапе ориентировки:

- Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти знания?

Этап реализации:

- Что я должен делать дальше, изучая диалектную лексику? Почему? Зачем?

Этап контроля:

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как они связаны с имеющимися или полученными ранее. Таким образом, рефлексивные вопросы помогают ученику осознать для чего и каким образом они изучают диалектную лексику. А также способствуют учебно-познавательной деятельности школьника, которая направлена на получение предметных и общепредметных знаний, умений и навыков по диалектной лексике.

2. Познавательная рефлексивная задача решается в несколько действий.

Например, ученику необходимо решить следующую задачу – Найдите диалектные слова в тексте. Понятно ли всем их значение? Почему? С чем это связано? Для ее решения школьнику нужно предпринять следующие действия:

1. Вспомнить, что такое диалектное слово;

2. Найти диалектные слова в тексте;

3. Узнать их значение, проверив себя по "Толковому словарю" или "Словарю диалектных слов";

4. Ответить на заданные вопросы.

Или такие рефлексивные задачи, как:

- Прочитайте стихотворение Н.А.Некрасова "Крестьянские дети". Для чего в художественном тексте используются диалектные слова? Что они придают тексту?

- Определите, к какой группе слов относятся слова (кочет, туес, биток, ленивка)? Чем вы руководствовались при выполнении задания?

- Найдите диалектные слова в тексте. Какое общеупотребительное слово соответствует ему? Проверьте себя по толковому словарю.

- Что общего в диалектном произношении двух групп слов? Изменение в какой группе слов распространено шире? Почему?

- В стихотворении С.Есенина "В хате" найдите диалектные слова. Определите их тип. Какие из этих слов являются принадлежностью преимущественно южнорусских говоров? Почему?

- Какие из приведенных названий являются диалектными (диалектные названия деревьев, домашних животных, зверей, птиц)? С какими из перечисленных слов вы знакомы? Какие особенности в их значении и употреблении? Нет ли других слов, употребляющихся в том же значении?

Такие задачи способствуют формированию у учащихся умений осознавать и контролировать мыслительную деятельность, а также развивают опознавательные, классификационные, аналитические, синтетические и творческие умения при изучении диалектной лексики.

3. "Языковой портфель". "По цели выделяют следующие типы портфолио:

- "папка достижений", отражающая успехи ученика в освоении какого-либо учебного предмета;

- рефлексивный, направленный на отслеживание результативности учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и качественном плане;

- проблемно-исследовательский, связанный с написанием исследовательской работы, подготовкой реферата, доклада, сообщения, выступления;

- тематический, издаваемый в процессе изучения какой-либо темы, раздела, учебного курса".

"Языковой портфель" помогает школьникам осознанно описать собственную работу по изучению диалектной лексики и личностные достижения.

Наиболее оптимальными можно считать проблемно-исследовательский, тематический и рефлексивный "Языковой портфель".

Проблемно-исследовательский "Языковой портфель" позволяет учащимся самостоятельно:

- выбрать название работы по диалектологии;

- изучить литературу по теме;

- составить план работы;

- выявить дискуссивные точки зрения по теме;

- просмотреть, каковы будут результаты исследования;

- выбрать методы исследования;

- прогнозы и перспективы исследования.

Эта работа помогает учащимся глубоко понять и осмыслить диалектную лексику, а также дает предпосылки к написанию исследовательских научных работ.

Тематический "Языковой портфель" ученика создается в процессе изучения диалектной лексики. Ученик в него отбирает материалы по определенным параметрам:

1. Задания и вопросы должны соответствовать теме "Диалектная лексика";

2. Задания и вопросы должны быть разного уровня сложности;

3. Задания и вопросы не должны быть однотипными;

4. Количество заданий и вопросов должны быть не менее 10;

5. Задания должны быть выполнены аккуратно.

Задания.

Упражнение №1

В отрывках из стихотворений А.В.Кольцова найдите диалектизмы.

1. Из клетей домовой

Сор метлою пошел.

2. Иссохнулась долина,

Утратилась скотина,

Камара опустела.

3. Гости пьют и едят,

Речи гутарят:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Развитие учащихся к труду на основе сформированности качеств личности
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выяв ...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении прави ...

Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»
12 января 2012 г., в Молодечно открылся новый детский сад №7 «Сказка». Подобного события в городе не случалось более 20 лет. Всего в Минско ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru