Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Воля и нравственность

Воля и нравственность

Страница 1

Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться только в ходе сложной, уверенной в будущее деятельности, путем преодоления препятствий. Поэтому волевые в своей основе качества личности: ответственность, чувство долга, терпение, усидчивость, старание, прилежание и т.д. – формируются и развиваются при наличии определенных волевых навыков. Именно воля делает человека свободным от внешних обстоятельств: такой человек действует не из внешнего принуждения, а исходя из своего целеполагания. Воля регулирует не только деятельность, а также и эмоции. Воля может развиваться гармонично или односторонне. Как правило, человеку с высоким уровнем волевого развития присуще стремление самостоятельно преодолевать встретившиеся трудности. Для людей со средним уровнем волевого развития характерно противоречивое отношение к трудностям. Низкий уровень волевого развития выражается в отрицательном отношении к трудностям, неспособностью мобилизовать усилия для их преодоления. Развитая воля – ценное качество человека. Однако, сама по себе воля слепа и может быть лишь послушным орудием доминирующей потребности. Хорошо известно, что одни люди, обладающие сильной волей, могут принести обществу много пользы, другие – неисчислимые бедствия, и тому в истории достаточно примеров. Воля может быть доброй и может быть злой по отношению к окружающим, будучи однозначной для проявляющего ее индивида. Различия между волей и нравственностью проявляются в том, что волевых принципов нет (способы действия вырабатываются с учетом ситуации) – есть только проявление волевого начала. Нравственное же фиксируется, накапливается, обобщается в принципах, нормах, правилах. Критерии нравственности складываются из многовекового опыта человечества. В поведении человека нет поступков, часть из которых регулируется волей, а другая – нравственностью как рядоположительными механизмами, хотя волевое и нравственное начала в регуляции деятельности могут быть выражены по-разному. Главное заключается в том, что нравственность – это не только ориентация мышления на систему специфических понятий, норм, требований, но и воля: человек направляет свои усилия только на определенные цели и избирает при этом только определенные способы действий. Нередки ситуации, когда нравственно вести себя способен только человек с сильно развитой волей. При слабости волевого начала нравственная регуляция поведения неполноценна, она остается на уровне лишь знания принципов морали, без должного отражения их в поведении. При слабости воли обедняются самые добрые побуждения, а порою человек, даже хорошо усвоивший принципы и отчетливо понимающий ценности морали, оказывается не в состоянии противостоять безнравственному принуждению. Функционирование нравственной регуляции деятельности в принципе сходно с механизмом волевой регуляции: здесь также есть тонические и циклические процессы, происходящие с помощью эмоций. Тонические процессы в данном случае – это постоянная оценка (упреждающая, текущая, завершающая) степени соответствования нормам и требованиям морали характера намерений, желаний, побуждений и т.д., а также предполагаемых или реально осуществляемых действий. Нравственная потребность охватывает всю деятельность. Она проявляет себя стремлением сохранить уважение и ощущать доброжелательное отношение окружающих, делать по возможности другим людям полезное и избегать в своем поведении всего того, что может быть им неприятно. Сам механизм и процесс оценки выступает как особое свойство личности – совесть: постоянная оценка собственных действий и себя как действующего лица с позиций нравственности. Выявление противоречия между эталонным для конкретной ситуации и намечаемым способом действия включает механизм нравственного торможения, предотвращающего совершение аморального поступка. По сути дела нравственное торможение - это ориентированный волевой акт. Разницу между эталонным для конкретной ситуации и реально осуществляемым или уже осуществленным действием определяет механизм нравственной коррекции. Важное значение имеет реакция окружающих. Особенно важно нравственное отношение подрастающему поколению: сколько взрослые не объясняли детям, что такое хорошо и что такое плохо, вести себя они вели, беря пример со старших, а не просто следуя их наставлениям. Таким образом, в проблеме соотношения нравственности и воли теория и практика смыкаются на каждом шагу, и всегда при этом проявляет себя необходимость нахождения правильного соотношения волевого и нравственного начал.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически ...

Примеры создания учебных элементов
Учебный элемент "Возможности копирования различных элементов в приложениях: Word, Excel, Paint Brush, Windows Movie Maker" Цели: ...

Мотивация учения. Классификация мотивов
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность по ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru