Педагогика и образование » Применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины "Менеджмент" » Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение

Страница 3

2. Ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа – анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

3. Практически реализуется способ схематической визуализации информации, который представляет собой более рациональный прием работы с учебным материалом вообще.

4. Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.

5. Структурно-логическая форма изложения материала помогает быстрее сформировать у обучающихся целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Названные преимущества объясняют выбор педагогов структурно-логической формы изложения материла при подготовке к занятиям.

Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем. Во-первых, подсистема «Компоненты», которая формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:

– опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно – единица информации);

– опорный рисунок – условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

– опорный блок – взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе информацию части темы;

– блок-схема – в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.

Во-вторых, подсистема «Принципы составления», которая учитывает:

– лаконичность (недопустимость перегрузки);

– разнообразие.

В-третьих, подсистема «Алгоритм составления»:

– отбор и чтение информации;

– составление плана;

– введение условных обозначений.

В-четвертых, подсистема «Классификация», которая определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой и дидактическим назначением:

– развернутый графический логический смысловой (шифрованный);

– текстуально-схематический опорный конспект.

Таким образом, используя в практике подготовке к занятиям и в процессе проведения самих занятий, опорный конспект педагог реализует следующие компетенции:

1. Самоменеджмент:

– постановка проблемы (подготовка к занятию по определенной теме) и поиск решения (форма представления материла);

– целеполагание (определение целей занятия) и планирование (составление плана занятия);

– оценка результата и рефлексия (эффективность подачи информации).

2. Информационная компетентность:

– поиск информации (работа с источниками);

– обработка информации (выделение главного, кодирование, схематическое представление);

– использование информации (работа с опорным конспектом во время занятия).

3. Коммуникативная компетентность:

– публичная коммуникация (опорный конспект – как план содержания занятия);

– конструктивный диалог (опорный конспект – как «каркас» выстраивания диалога с обучающимися).

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Кхемпхиллское движение
Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов. Первая кэмпхиллская школа для де ...

Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа
Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниц ...

Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению
С самого начала возникновения бихевиористского варианта модульного обучения указывалось на непродуктивность использования его при обучении человека. В ряде работ отмечается, что формула стимул – реакция – подкрепление неадекватна человеческому поведению, она слишком груба для анализа процесса обуче ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0304