Педагогика и образование » Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников » Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников

Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников

Страница 1

В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия с материалами, умением сочетать их в изобразительной деятельности для получения более выразительных работ.

По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений. Задача образного отражения действительности заключается, прежде всего, в том, чтобы передать в рисунках, лепки и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве. Но получение детьми изображения, адекватного предмету, - только часть задачи образного отражения действительности. В него входит и выражение своего понимания, отношения к явлению, его творческая интерпретация. Однако все это оказывается возможным только при условии овладения умением создавать изображения, в которых облик предмета узнается и взрослыми и детьми.

В организации обучения изобразительной деятельности выделяется несколько следующих друг за другом этапов.

Прежде всего, организуется восприятие предмета в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета. Например, показывая яблоко, он может сказать: «Посмотрите, дети, какое сочное, большое, румяное яблоко!»

После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем – более мелкие. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой, части расположены все остальные).

Затем выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (лепка из глины, рисование черным карандашом), его можно не определять.

В заключении внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому можно в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель может подсказать, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки) – с туловища.

Обследуя предмет под руководством воспитателя, дети постепенно усваивают способы такого обследования и могут делать это самостоятельно. В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые, по существу, те же самые, что и при обследовании предмета. Усвоив эти способы, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.

Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Упражнения и задания для формирования ритмико-интонационных навыков
В связи с речевым характером навыков при обучении интонации необходимо использовать условно-коммуникативные упражнения на рецепцию и репрод ...

Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности
Теоретические подходы к определению понятия«ценностные ориентации личности» Педагогическая аксиология- сравнительно молодая наука. В сфере ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru