Педагогика и образование » Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников

Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников

Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем становится для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Министерство образования России обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Компьютер как инструмент развития изобразительной деятельности детей на занятиях рисования необходим для творческой активизации процесса обучения. Уже с пяти лет дети успешно осваивают и используют компьютер как инструмент для рисования, игр, для развития творческого мышления. Компьютер хотя и является объектом технической среды, очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обучения, значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционального введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнительного образования. С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием одного или нескольких компьютеров. Преподаются основы рисунка, композиции, цветоведения.

Компьютер дает педагогу возможность широко использовать метод художественно-педагогической техники на каждом занятии: гармонично соединяются изобразительное искусство, литература, история искусств, музыка, благодаря чему дети выводятся через всестороннее эстетическое воспитание на путь самостоятельного творчества. Дети обучаются не только рисовать на экране дисплея, но и тиражировать свои рисунки, дополнять их композиции текстами собственных сочинений, создавая уникальные монохромные и многоцветные художественно-графические композиции.

Компьютерные программы по рисованию дают возможность детям использовать любой художественный материал: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны; создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном. У педагога появляются большие возможности для творческих разработок, подготовки и изготовлению наглядных пособий, поурочных раздаточных материалов, создания методического фонда лучших детских рисунков, сохранив их все в памяти и воссоздать любой из них или, при необходимости, все одновременно.

Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК). КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Поэтому, соединяя традиционные уроки рисования и возможности графических компьютерных средств, можно говорить о комбинированных уроках ИЗО, которые целесообразно проводить на КИК.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования методики обучения изобразительной деятельности старших дошкольников с применением компьютерных программ.

Проблема исследования состоит в противоречии между возможностью использования графических средств компьютера в рамках существующих образовательных программ и недостатком методических разработок для компьютерного игрового комплекса для ДОУ.

Цель исследования состоит в разработке методики проведения занятий по ИЗО с использованием графических средств компьютера.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительной деятельности старших дошкольников на занятиях по рисованию.

Предмет исследования: процесс развития изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием графических средств компьютера.

Гипотеза исследования:

Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера, будет способствовать эстетическому воспитанию и включению ребенка в процесс самостоятельного творчества.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

Изучить опыт обучения ИЗО в дошкольных учреждениях, изучить существующие подходы и методики по рисованию.

Выявить возможности и перспективы использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников.

Разработать систему задач и упражнений, адаптированную к использованию в условиях ДОУ в КИК на занятиях по рисованию в старшей группе.

Осуществить экспериментальную проверку разработанного методического комплекса по обучению изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической литературы и графических средств компьютера по проблеме дипломной работы;

анализ процесса обучения изобразительной деятельности;

беседы с воспитателями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны конспекты занятий по изобразительной деятельности с использованием графических средств компьютера.

Разработанные методические материалы по изобразительной деятельности внедрены в детском саду компенсирующего вида для детей с ограниченными речевыми возможностями № 321 Октябрьского района. В исследовании участвовали дети 5-7 лет в количестве 12 человек.

В данной главе будут рассмотрены: психология обучения рисованию детей от 2 до 7 лет (до-изобразительные и изобразительные стадии); обучение изобразительной деятельности в детском саду старших дошкольников; проведен обзор образовательных программ: Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Л.В. Руссковой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программы Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Еще по теме:

Методические разработки уроков по теме «Обратные тригонометрические функции»
С учетом методических рекомендаций, приведенных выше, и на основании учебников для школ с углубленным изучением математики были разработаны уроки по теме «Обратные тригонометрические функции». Конспект урока по алгебре №1 (10 класс) Урок – лекция Тема урока: Обратные тригонометрические функции. Арк ...

Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...

Методика «Дайте название картинке»
В данном практическом параграфе представлении методика «Дай название картинке». Суть данной методики состоит в том, что экспериментатор показывает испытуемым картинки, которые те должны назвать одним словом. Целью данной методики, в частности, является доказательство наличия словотворчества, как за ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0179