Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных сказок.
Обычно для этого использую волшебные сказки, так как, на мой взгляд, сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла. И важно, что все сказки имеют общую сюжетную схему: 1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем» волшебного средства и для получения его герой проходит испытания (на доброту, смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью подаренного волшебного средства достигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает задачи) 5) герой побеждает; 6) герой возвращается домой получает свою награду.
При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла – и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».
1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, 2) волк – тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету (так формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали).
При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.
В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.
Игра-придумывание занимает не более 10–15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере.
Когда дети овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно, каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же – героев разных стихий – земли и воды.
Очень эффективны в нравственном плане придуманные «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Пример: рядом с детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.
«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначала в речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и начали жить в образах.
Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологические основы педагогики
Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...
Проблемы развития представлений о труде взрослых у дошкольников в процессе проведения
экскурсий
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та обществ ...
Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию
толерантности подростков
Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удм ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.