Педагогика и образование » Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх » Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

Страница 1

Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи.

Подробно изучив результаты констатирующего исследования об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы по социально-нравственному развитию старших дошкольников посредством игровой деятельности (в частности, посредством сюжетно-ролевых игр).

Работа предполагала 4 этапа:

1 этап. Детальное изучения индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы.

Совместно с педагогом-психологом разработали систему мероприятий, определились с методами исследования особенностей взаимоотношений детей:

наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности

особенности познавательного развития детей, т. к. успех или неуспех ребенка в познавательном плане оказывает немаловажное значение на характер и содержание взаимоотношений и общение ребенка

социометрические исследования, необходимые для определения социального статуса каждого ребенка в группе

беседы с родителями (особенности воспитания в конкретной семьей)

изучение социально-бытовых условий каждого ребенка (состав семьи, образование родителей, материальная обеспеченность – благоустроенная квартира или нет, наличие отдельной комнаты, места для игр, игрушек и т.д.).

также учитывали медицинские диагнозы каждого ребенка

Хотелось бы отметить важность полученных результатов о семьях детей. Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуации в нашей стране, городе во многом определяют содержание и характер семейного воспитания, т. к. год от года меняется и характер иерархии ценностей, нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят не интеллектуальные и духовные ценности, а материальное благополучие (хотя они играют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей). Ребенка окружают не только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизни накладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка, на содержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми и способы построения им коммуникативных отношений. В связи с этим следовал

этап – разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семейном и специально организованном обучении (в детском саду).

этап – формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.

этап – отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы.

Более детально хотелось остановиться на 3 этапе проводимой работы, так как именно этому посвящено это исследование.

В своей работе я постоянно помню, что игра для ребенка – желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.

Игра – средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений уча ...

Игры как обучающий процесс
В данном параграфе понятие «игра» рассматривается как элемент процесса обучения. Игровые технологии рассматриваются как часть педагогических технологий, рассматривается классификация педагогических технологий, специфика игр. Приводятся различные классификации игр, их функции, рассматриваются пример ...

Дифференциация младших школьников с ЗПР по группам
Для разработки рекомендаций по совершенствованию коррекционно - развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития было проведено исследование, позволившее дать подробное дифференцированное описание психолого - педагогических особенностей участников исследования. В результат ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.5069