Педагогика и образование » Традиции народной педагогики как средство воспитания младших школьников » Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания

Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания

Страница 4

Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек».

Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели».

Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов.

Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно- эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».

В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов.

Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в которой оно бытовало.

В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека (А.М. Горький).

На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ.

Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена .

Таким образом, самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Состояние дошкольного образования в России
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилиз ...

Характеристика коммуникации как социального феномена
Как справедливо отмечает М.Н.Ночевник, «невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне коммунткации с другими людьми». Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не ...

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: бе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0115