Основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Госстандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
Электронное учебное пособие - издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что в настоящее время пока нет общепринятого определения «электронный учебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Электронный учебник (учебное пособие) призван не только сохранять все достоинства книги, но в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:
- представление педагогических (физических, химических и т. п.) процессов в динамике;
- наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или очень большими временными характеристиками, и т. п.);
- компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов и других средств (моделирование соревнований, новых элементов в гимнастике, эталонов двигательных действий и т. п.);
- аудиокомментарий автора учебника, ведущих спортсменов, тренеров, судей;
- включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации;
- организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);
- быстрое проведение сложных статистических, биомеханических и других вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;
- оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.
Подготовка электронных учебников (пособий) требует знаний в предметной области и в области современных информационных технологий, поэтому их создание предполагает, как правило, сотрудничество двух специалистов: предметника и программиста; при этом любые знания по информационным технологиям специалиста-предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом - изучение возможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь - понять, какими средствами лучше передавать знания обучающемуся, а не как их программно реализовать.
Предметник в этом случае должен выполнить следующие этапы работы:
- подготовить черновой вариант текста учебника (при этом возможно использование имеющихся учебников, хотя в процессе подготовки электронного учебника его содержание может радикально измениться);
- разработать сценарий взаимодействия отдельных частей электронного учебника (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала - организация возможных перекрестных ссылок и т. п.), а также подготовить вчерне сценарий аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе работы с электронным учебником;
- реализовать совместно со специалистом по информационным технологиям составные части электронного учебника на компьютере. При этом можно использовать уже имеющиеся оболочки (программы) либо разработать собственную для решения конкретных задач с учетом специфики дисциплины (предмета).
Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления на основе выполнения определенных требований. Выдача рекомендательных грифов на издания учебного назначения - важнейший инструмент влияния и регулирования Минобразования Украины. Для электронных изданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника .», «Рекомендовано в качестве учебного пособия .», «Рекомендовано для использования I учебном процессе .», «Рекомендовано для использования при самостоятельном образовании .».
История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...
Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...
Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления. Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.