Таким образом, в исследуемом классе после проведения контрольного анкетирования повысился как средний уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики, что составляло 60% от общего количества детей исследуемого класса, так и высокий уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики 6 учеников (30%) получил высокий балл. Дети справились с анкетированием без затруднений, низкий балл получило только 2 человека (10%). Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Данные мы привели (см. диаграмму №4).
Исходя, из данных диаграммы можно сделать вывод, что знания о традициях народной педагогики у младших школьников повысились, мы можем это проследить по результатам констатирующего и контрольного эксперимента.
Из выше изложенного можно сделать выводы о том, что при воспитании младших школьников необходимо использовать средства народной педагогики, знакомить с традициями народной культуры. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
Народное воспитание – это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики.
Мы считаем, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.
Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.
В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства. Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению
С самого начала возникновения бихевиористского варианта модульного обучения указывалось на непродуктивность использования его при обучении человека. В ряде работ отмечается, что формула стимул – реакция – подкрепление неадекватна человеческому поведению, она слишком груба для анализа процесса обуче ...
Анализ проблемы позитивного мышления в психологическом аспекте
Что есть позитивное мышление? О нем если не писали прямо, то косвенно касались многие, а кто пишет сейчас, в основном делает это научно-популярным языком. И такая литература пользуется спросом, но в попытке донести знание до обывателя упускаются базовые принципы, на которых строится методология мыш ...
Методика подготовки и проведения экскурсий по
естествознанию
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Экскурсия является такой формой о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.