Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Примером для рассмотрения послужит экспериментальная программа одной из школ Южно-Уральского региона. Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.
Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.
Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.
На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.
На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.
На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.
Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.
Основные характеристики этой модели отражают:
культурный кругозор и широту мышления;
физическую развитость;
умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
патриотизм;
готовность способствовать процветанию России;
уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране;
Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.
Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.
В процессе обучения на реализацию данной цели направлены в начальной школе курсы:
“Окружающий мир”, содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества. Исходя из этого, в раздел “Окружающий мир” включаются сведения о природном и окружающем мире, культуре, а также о человеке как биологическом и социальном существе, формируются первоначальные представления об истории России, историческом времени и исторической карте.
Курс “Истории” является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, о доступном восприятии детей достижений российской культуры.
Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:
воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
Прием «погружение» как средство развития математического мышления младших
школьников
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...
Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий
Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инн ...
Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах
Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.