Педагогика и образование » Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры » Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Страница 1

Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Примером для рассмотрения послужит экспериментальная программа одной из школ Южно-Уральского региона. Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.

Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.

На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.

На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.

На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.

Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.

Основные характеристики этой модели отражают:

культурный кругозор и широту мышления;

физическую развитость;

умение жить в условиях рынка и информационных технологий;

патриотизм;

готовность способствовать процветанию России;

уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране;

Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.

Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.

В процессе обучения на реализацию данной цели направлены в начальной школе курсы:

“Окружающий мир”, содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества. Исходя из этого, в раздел “Окружающий мир” включаются сведения о природном и окружающем мире, культуре, а также о человеке как биологическом и социальном существе, формируются первоначальные представления об истории России, историческом времени и исторической карте.

Курс “Истории” является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, о доступном восприятии детей достижений российской культуры.

Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:

воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...

Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться ...

Социально-психологическая готовность ребенка к школе
Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2407