1. Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней.
2. Отобрать средства диагностики.
3. Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам.
4. Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы.
5. Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах.
6. Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.
Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.
Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что:
- контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;
- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;
- используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены;
- по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы – анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические метод.
Мониторинг проводится по следующим этапам:
1. Подготовительный этап:
- формирование заказа на мониторинг,
- выделение объекта мониторинга,
- методическое обеспечение мониторинга,
- определение критериев и показателей,
- создание рабочего проекта или программы,
- инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.
2. Этап проведения мониторинга:
- проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой,
- сбор и анализ, хранение результатов.
3. Этап обработки данных и принятия решений:
- обработка данных, в том числе математико-статистическая,
- анализ, обобщение и систематизация полученных данных,
- подготовка заключительного документа,
- принятие решений,
- комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга12.
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...
Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Воз ...
Характеристика понятия «познавательный интерес»
В данном параграфе будет раскрыта сущность понятия «интерес», виды интересов, а также характеристика познавательного интереса. Прежде всего, обратимся к характеристике данного термина. Интерес – это: 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 2. Занимательность, знач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.