Педагогика и образование » Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций » Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Страница 1

Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительными особенностями педагогического эксперимента являются: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогического процесса как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробация полученных данных в массовом опыте профессионального образования.

В ходе педагогического эксперимента мы решали следующие задачи:

1). Выделить критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков.

2). Изучить существующий уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.

3). Проанализировать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, способствующих предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

В работе с подростками применялись диагностические средства, позволяющие эффективно оценить уровень сформированности ценностных ориентаций: наблюдение, методика «Мотивация успеха и неудач», тест «Ценностные ориентации», изучение особенностей формирования ценностных ориентаций. На констатирующем этапе работа велась по направлениям:

1. Выявление ведущей сферы личности подростка: потребностной, мотивационной, деятельностной.

2. Выявление уровня сформированности и направленности ценностных ориентаций подростков.

3. Выявление направленности мотивации личности подростков.

4. Выявление личностных особенностей, присущих подростку в связи с преобладанием той или иной сферы.

Надёжность результатов эксперимента обеспечивалась нами путём продуманного вступления групп учащихся в эксперимент, то есть контрольные и экспериментальные группы обладали равноценными показателями выделенных критериев эффективности работы. Для определения этого мы использовали методы математической статистики, а именно Т-критерий. Он позволил, используя методику «Мотивация успеха и неудач», при сравнении КГ и ЭГ после нулевого среза обнаружить, что р-уровень значимости t-критерия составляет >0,05. Это характеризует отсутствие достоверных статистически значимых различий между КГ и ЭГ, то есть они вступили в эксперимент с равноценным потенциалом.

После определения комплекса педагогических условий создание воспитательно-коррекционной программы для его реализации становится неотъемлемым этапом предупреждения и преодоления асоциального поведения. Воспитательно-коррекционная программа целенаправленно и многоуровнево включает в себя выделенные педагогические условия, реализует их комплексно, объединяет методы воспитания; делает их более вариативными и лабильными, а соответственно, сам процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения более выверенным и эффективным.

Основная концептуальная идея воспитательно-коррекционной программы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важнейшим фактором формирования единой культуры, приемлемой системы ценностей, представляющих с одной стороны, составную часть общечеловеческой культуры, а с другой – средство культурного развития личности участников воспитательного процесса. Конечной целью реализации нашей программы является выпускник как сформированная личность. В программе обеспечивается самореализация генетического, психологического, социального потенциала каждого воспитанника за счет личностного роста. Мы предполагаем, что результатами реализации программы станут следующие положения:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование представлений о количестве и счете
Повторение пройденного. В начале учебного года воспитатели средней группы обнаруживают, что за лето дети в какой-то мере утратили знания, приобретенные ими в младшей группе. В среднюю группу приходят и новички. Оказывается необходимым 5—6 занятий посвятить повторению пройденного и подготовить детей ...

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем
Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами. Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Э ...

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0075