Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования » Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования

Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования

Страница 4

Исследования показывают, что стиль общения педагога серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают и разрешаются конфликты в среде ребят. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие воспитанников, психологический климат коллектива.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей педагога;

- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

- творческая индивидуальность педагога;

- особенности коллектива.

В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:

- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

- общение на основе дружеского расположения;

- общение дистанция;

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с воспитанниками . Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А.Кан-Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с воспитанниками, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и воспитанников в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. «Хотя дистанция и должна существовать, она даже необходима.

Но она должна вытекать из общей логики отношений воспитанника и педагога, а не диктоваться педагогом как основа взаимоотношений», - отмечает В.А.Кан- Калик.

К понятию «стиль педагогического общения» близко понятие «стиль руководства», которое определяется как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, так и индивидуально- психологических особенностей личности руководителя».

Отметим при этом также, что положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека; в состоянии комфортного общения две личности – педагог и воспитанник – начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения воспитанника к человеческой культуре, процесс разностороннего познания окружающей его социальной действительности и самого себя, то есть разворачивается процесс социализации личности.

Для осуществления общения, на наш взгляд, существенно важны роли, позиции педагога в общении. В этом отношении интересно сопоставление разных позиций педагога во взаимодействии с воспитанниками. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. выделяют «закрытую» и «открытую» позицию педагога. Для «закрытой» позиции характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, утрата эмоционально-ценностного контекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия. «Открытая» же позиция характеризуется тем, что педагог, находясь в ней, открывает свой личный опыт воспитанникам, в ходе чего осуществляется диалог с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Сущность дифференциации обучения
Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содер ...

Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...

Проектирование современного урока физики
Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.9062