Педагогика и образование » Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования

Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования

В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме коммуникации в профессионально- педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. Однако детально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия (начиная с 60-х гг. в работах Дж.Фаста,

А.Пиза, М.Кричли, Ч.Морриса, И.Н.Горелова, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьева и др.). В связи с этим, она остается практически неизученной. Дело осложняется еще и тем, что авторы различных источников приводят порой противоречащие друг другу сведения об отдельных аспектах невербалики, например, нами зафиксированы различия точек зрения на количество выразительных движений, используемых человеком в процессе общения. Авторы различных источников указывают их от 1000 до 20000.

Несовпадающие сведения встречаются и в отношении исторических аспектов проблемы, что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.

Таким образом, проблема, суть которой состоит в том, что, несмотря на рост интереса и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения – с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности невербального аспекта общения в деятельности педагога.

Цель исследования: изучить невербальные аспекты коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования.

Задачи исследования:

1.Изучить коммуникацию как социальный феномен.

2.Рассмотреть невербальный компонент общения.

3.Дать характеристику педагогическому общению.

4.Выявить особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования.

5.Исследовать невербальные аспекты коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования.

Объект исследования: педагогические коммуникации как важный компонент общей структуры педагогической деятельности.

Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения (коммуникации) педагога дополнительного образования

Гипотеза исследования: невербальные коммуникации занимают значительное место в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками.

Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической литературы по проблеме, анкетирование, наблюдение, опрос (беседа), количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологическую основу исследования составили теория деятельности (культурно-исторический, или деятельностный подход в исследовании психолого- педагогических аспектов жизнедеятельности личности: А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик и др); взгляды ученых, рассматривающих проблему невербального общения с позиций кинесики и проксемики (Дж.Фаст, А.Пиз и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась профессиональная педагогическая деятельность педагога дополнительного образования.

Общая структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы .

В первом параграфе рассматривается характеристика общения как социального феномена, рассматриваются общие аспекты невербального компонента общения педагога дополнительного образования.

Второй параграф посвящен детальному рассмотрению проблемы и некоторых особенностей педагогического общения, использования невербального компонента общения в профессиональной педагогической деятельности современного педагога дополнительного образования.

В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.

Еще по теме:

Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети и ...

Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией ...

Итоги применения Sales Expert в Учебном бюро
Так как современные реалии диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. В соответствии с Концепцией информатизации сферы образования Российской Федерации главная цель информатизации образования со ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1526