В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме коммуникации в профессионально- педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. Однако детально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия (начиная с 60-х гг. в работах Дж.Фаста,
А.Пиза, М.Кричли, Ч.Морриса, И.Н.Горелова, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьева и др.). В связи с этим, она остается практически неизученной. Дело осложняется еще и тем, что авторы различных источников приводят порой противоречащие друг другу сведения об отдельных аспектах невербалики, например, нами зафиксированы различия точек зрения на количество выразительных движений, используемых человеком в процессе общения. Авторы различных источников указывают их от 1000 до 20000.
Несовпадающие сведения встречаются и в отношении исторических аспектов проблемы, что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.
Таким образом, проблема, суть которой состоит в том, что, несмотря на рост интереса и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения – с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности невербального аспекта общения в деятельности педагога.
Цель исследования: изучить невербальные аспекты коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Изучить коммуникацию как социальный феномен.
2.Рассмотреть невербальный компонент общения.
3.Дать характеристику педагогическому общению.
4.Выявить особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования.
5.Исследовать невербальные аспекты коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования.
Объект исследования: педагогические коммуникации как важный компонент общей структуры педагогической деятельности.
Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения (коммуникации) педагога дополнительного образования
Гипотеза исследования: невербальные коммуникации занимают значительное место в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками.
Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической литературы по проблеме, анкетирование, наблюдение, опрос (беседа), количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическую основу исследования составили теория деятельности (культурно-исторический, или деятельностный подход в исследовании психолого- педагогических аспектов жизнедеятельности личности: А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик и др); взгляды ученых, рассматривающих проблему невербального общения с позиций кинесики и проксемики (Дж.Фаст, А.Пиз и др.).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась профессиональная педагогическая деятельность педагога дополнительного образования.
Общая структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы .
В первом параграфе рассматривается характеристика общения как социального феномена, рассматриваются общие аспекты невербального компонента общения педагога дополнительного образования.
Второй параграф посвящен детальному рассмотрению проблемы и некоторых особенностей педагогического общения, использования невербального компонента общения в профессиональной педагогической деятельности современного педагога дополнительного образования.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...
Определение
целевой установки
Цели проекта: Выявление социокультурной роли школьного театра на примере театральной студии "Арлекино" школы № 213; Использование образования данной студии для интеграции учебного процесса и воспитательной деятельности в рамках школы Выделенные цели обуславливают ряд следующих задач: Расс ...
Модель авторской педагогической технологии.Классификационные параметры
Модель моей педагогической технологии включает в себя элементы следующих технология: групповой, сотрудничества, игровой, уровневой дифференциации, “диалог культур”, проблемного обучения, Контроль знаний Шаталова. По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся + гуманис ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.