Педагогика и образование » Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения » Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам

Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам

Страница 1

Как было сказано выше, одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия, в частности, при выборе для ребенка образовательного учреждения. Как правило, нормально видящему человеку трудно понять, как именно видит ребенок с той или иной степенью потери зрения, как именно отражается понижение зрения на его развитии. Отсюда многие родители и, к сожалению, педагоги, переоценивают зрительные возможности детей с нарушением зрения, нещадно «эксплуатируют» их дефектное зрение в процессе обучения, воспитания и развития, нанося тем самым непоправимый и неоправданный вред их здоровью. Есть родители и педагоги с противоположной позицией. Они склонны оберегать зрение ребенка даже тогда, когда зрению ребенка ничего не угрожает. Для того, чтобы полнее использовать (ре)абилитационный потенциал ребенка и при этом не причинять вреда его здоровью, прежде всего, родителям надо определиться с выбором образовательного учреждения. Этот выбор следует осуществлять, исходя из степени нарушения зрения.

Причинами нарушения зрения могут быть органические и/или функциональные поражения зрительного анализатора. Зрение детей с органическими поражениями зрительного анализатора, как правило, можно улучшить незначительно, либо вовсе невозможно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие». Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети со сниженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой».

Всех детей с патологией зрения с учетом остроты и поля зрения, а также по органическим и функциональным причинам его нарушения, принято делить на три группы:

I.Слепые(см.выше).

II.Слабовидящие(см.выше).

III. Дети с функциональными нарушениями зрения. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Охарактеризуем каждую из названных групп.

У слепых детей наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций (остроты и поля зрения, световой чувствительности, цветоразличения, характера зрения). Глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие. В практике обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2) Слепые дети со светоощущением, Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут верно определять направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.

4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5) Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 – 0,04. В тифлолитературе ранее их называли частичновидящими или частинозрячими (см., например, работы М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой). В настоящее время термин «Слепые с остаточным форменным (предметным) зрением» получает все большее распространение в тифлологии применительно именно к рассматриваемой группе слепых детей, ибо более точно отражает их зрительные возможности. Несмотря на то, что у этих детей имеется форменное зрение, в познавательной и учебной деятельности (особенно связанной с письмом и чтением) ведущими для них являются осязательное и слуховое восприятие, а зрительное восприятие является вспомогательным способом ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

Подчеркнем, что приведенная классификация является более удобной для практики обучения и (ре)абилитации детей с нарушением зрении (по сравнению с предыдущими, так как достаточно четко отражает глубину поражения органа зрения у каждой группы, что важно для реализации индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном и реабилитационном процессах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организация взаимодействия с подростками
Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения о ...

Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...

Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0219