Педагогика и образование » Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Страница 1

На основе анализа педагогической теории и практики нами были выделены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: 1)функционирование лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности»; 2)организация группового обучения по развитию исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации; 3)применение разработанного учебно-методического комплекса (авторская программа, электронное учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие, рабочая тетрадь для учителя); 4) осуществление субъект – субъектного взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе.

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения для школы, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы к решению этих задач инновационными методами через моделирование педагогических процессов, с другой стороны. Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного развития универсальных учебных действий у учащихся, в том числе познавательных, к которым относятся исследовательские умения. Потребность в научно-теоретическом обосновании пути развития исследовательских умений учащихся в современной школе, выявление модели их развития, необходимость определения педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.

В психолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.) речь идет о необходимости создания педагогических условий для эффективной реализации созданной модели. На основе данных источников, а также анализа образовательной практики нами были выделены следующие педагогические условия:

1) функционирование научно-исследовательской лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности»;

2) организация группового обучения по развитию исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации;

3) применение разработанного учебно-методического комплекса (авторская программа, электронное учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие, рабочая тетрадь для учителя);

4) осуществление субъект – субъектного взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе. Перейдем к их подробному описанию.

Для создания творческой лаборатории, на наш взгляд необходимо разработать нормативные документы, обеспечивающие правовое поле в ее деятельности, а именно «Положение о творческой лаборатории педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся», что необходимо сделать на этапе проектирования авторской модели. На основе созданного положения, мы считаем, необходимо разработать план работы творческой лаборатории на ближайший учебный год и перспективный план работы на следующие два года, т.к. полноценное внедрение всех составляющих модели произойдет в течение трех лет. Данные шаги позволят четко структурировать деятельность лаборатории и постепенно приведут к достижению запланированной цели.

Следующим шагом на пути создания творческой лаборатории учителей, являлось, на наш взгляд, ознакомление педагогического коллектива школы с разработанным положением и проведение опроса для выявления учителей мотивированных к занятию с учащимися исследовательской деятельностью. На основе результатов опроса, сформирован круг учителей, ставших членами творческой лабораторию.

В состав творческой лаборатории вошли 10 учителей разных предметных областей, мотивированные к занятию с учащимися исследовательской деятельностью. Цель лаборатории: создать, постоянно действующее образовательное пространство для учителей-предметников, вошедших в лабораторию по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности с учащихся. Деятельность лаборатории можно разделить на два этапа: «обучающий» и «практико-обучающий».Деятельность творческой лаборатории, в рамках «Обучающего» этапа имеет временные ограничения – это один учебный год, т.к. второй этап внедрения нашей модели, описанный выше, предполагает обучение учащихся 8 класса элективному курсу по основам научно-исследовательской деятельности, следовательно, учителя получали теоретические и практические знания и умения прежде, чем приступить к учебным занятиям с учениками. Практико-обучающий этап деятельности лаборатории не имеет рамок и является постоянно-действующим, т.к. именно он способствует непрерывному совершенствованию у учителей-предметников уровня педагогической компетенции в области организации исследовательской работы с учащимися.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организация работы с использованием традиций народной педагоги как средство воспитания младших школьников, и закрепление знаний о средствах народной педагогики
Для повышения уровня знаний младших дошкольников о традициях народной педагоги нами был проведён внеклассный урок на тему: «Культура и традиции русского народа». Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; -творчеством Б. Кустодиева; -русски ...

Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от детей с нормальным развитием. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформ ...

Виды координационных способностей
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0115