Реформы высшей школы, проводившиеся правительством Тони Блэра, невозможно исследовать в отрыве от анализа ценностных ориентаций и установок лейбористов в это время. Само то, что они стали называть себя “новыми”, отразило происшедшую трансформацию партийного устройства и идеологии. Поэтому развитие последней в той мере, в какой она повлияла на процесс реформирования высшей школы, будет рассмотрено далее.
Фундаментом новой идеологии стал отказ от классового подхода. Это проявилось в изменении ст. 4 Устава партии, которая с 1918 года ставила цель обобществления средств производства. Новая редакция статьи, принятая в апреле 1995 года провозгласила ЛПВ партией демократического социализма, которая “верит, что общими усилиями мы достигнем большего, чем достигли бы в одиночестве, с тем, чтобы создать для каждого из нас условия для реализации наших истинных возможностей и для всех нас общество, в котором власть, блага и возможности находятся в руках многих, а не нескольких”. Также подчёркивалась важность создания общества, свободного от социальных контрастов, где права и обязанности неразрывно связаны между собой.
Принято считать, что изменение формулировки четвёртой статьи имело больше символическое, чем практическое значение. Действительно этот шаг продемонстрировал отход от национализаторских принципов и разрыв с прошлым ЛПВ, так что именно он считается тем моментом, когда “старые” лейбористы стали “новыми”. Сегодня мы имеем возможность увидеть, что принципы, утверждённые в ст. 4, довольно часто влияли на политическую практику и попытаться доказать это на примере высшей школы.
Пожалуй, лучше всего идеология “новых лейбористов” выражена в декларации Тони Блэра и Герхарда Шрёдера “Третий путь/Новый центр” , выпущенной в июне 1999 года. Она концентрировано отразила сформировавшиеся ранее новые идеологические установки. Заявленная цель декларации – стимулировать модернизацию, под которой понимается адаптация к объективным изменениям, происходящим в мире. В рамках рассмотрения процесса модернизации можно выделить несколько направлений, определённых в декларации.
Модернизация ценностей, таких как честность и социальная справедливость, свобода и равенство возможностей, солидарность и гражданская ответственность . Несмотря на то, что эти ценности являются вечными, или точнее к ним апеллируют во все времена, их понимание со временем видоизменяется и в декларации выражено стремление к тому, чтобы они “соответствовали современному миру” . Так, под “социальной справедливостью и равенством”, пожалуй, ключевыми ценностями в идеологии лейбористов, в прошлом понималось равенство в доходах. Методом реализации этих ценностей являлось значительное перераспределение доходов. Теперь же под ними имеется в виду равенство возможностей, задачу по обеспечению которого должно взять на себя государство. В своём предвыборном интервью в еженедельнике “Обсервер” Блэр дал понять, что обновлённая система ценностей лейбористов по-прежнему была направлена на обеспечение социальной справедливости, но иными методами. Под справедливым обществом при этом подразумевалось общество равных возможностей, в котором нет места крупномасштабному перераспределению доходов.
Модернизация подхода к управлению государством. Доля государственных расходов в национальном доходе достигла своего максимального значения, а величины налогов – своего предела . Это заставляет реформировать государственные услуги с целью снижения издержек. “Государство должно не грести, а рулить”, его роль в современных условиях состоит в том, чтобы предоставить гражданину возможность самому зарабатывать на жизнь, а не обеспечивать его через систему социальных пособий. “Все инструменты социальной политики должны… развивать персональную ответственность”. Это ясно выдаёт желание лейбористов уничтожить культуру иждивенчества, обеспечить баланс между правами и обязанностями.
Модернизация экономики и социальной сферы. Главной причиной социального неравенства, называется безработица, лучшей же гарантией здорового общества – увеличение числа рабочих мест и новые возможности для найма. Таким образом, лейбористы находят достижение и поддержание высокого уровня занятости лучшим методом для решения социальных проблем. В условиях современной экономики, когда невозможно гарантировать пожизненную занятость, отмечается необходимость доступа к образованию и переквалификации на всём протяжении жизни.
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит,
Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...
Психологические основы обучения чтению
Чтение является тем видом коммуникативно - познавательной деятельности учащихся, которая направлена на получение информации из письменно фиксированного текста. Что касается сферы применения чтения на иностранном языке, то она безгранична. Чтение дает большие возможности, как в процессе школьного об ...
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвеча ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.