5. Ознакомление учащихся и их родителей с результатами исследования в ходе индивидуальных бесед, письменных сообщений и т.д.
6. Определение окончательного списка учащихся, рекомендованного для занятий в группах.
Реализацию данного алгоритма начали в четвертой четверти 7 класса, при активном содействии педагога-психолога, классного руководителя, членов творческой лаборатории. Организатором описанного выше процесса становился руководитель творческой лаборатории школы.
На этапе проектирования авторской модели создали и экспертно оценили учебно-методический комплекс по основам научно-исследовательской деятельности, который состоит из программы, учебного пособия, рабочей тетради, методического пособия и рабочей тетради для учителя.
Для учащихся 8 класса на протяжении первого полугодия организовали специальные занятия по основам научно-исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознания. Разработанный курс рассчитан на 34 часа (2 занятия в неделю), предполагал погружение учащихся в исследовательскую деятельность и создание конечного продукта исследования. Опыт показывает, что погрузившись в исследовательский процесс, ученик эффективнее идет к поставленной цели, актуализируя свой потенциал на данный вид деятельности.
Рассмотрим более подробно специфику организации процесса обучения учащихся с использованием учебно-методического комплекса по основам научно-исследовательской деятельности.
Авторская программа, служит основой для составления учителем собственной рабочей программы, которой он будет придерживаться в процессе преподавания элективного курса. Учитель вправе спланировать количество проводимых занятий по отдельно взятой теме, форму их организации не нарушая структуры программы.
Электронное учебное пособие, используется в процессе обучения учащихся 8 класса как источник новой информации на уроке и при закреплении или самостоятельном изучении темы за его пределами. Пользуясь учебником, школьник работает с текстовым, иллюстративным, звуковым материалом, выполняя рекомендации учителя и целый ряд заданий из рабочей тетради.
Рабочая тетрадь для учащихся, является одновременно источником новой информации, т.к. учебное пособие разработано в электронном виде и ученик не всегда имеет возможность воспользоваться им, а также средством систематизации, обобщения полученных знаний. Учитель, использует рабочую тетрадь ученика, как источник информации для определения уровня развития его исследовательских умений. Приведем пример: 1. Рабочая тетрадь – источник новой информации для ученика – при рассмотрении темы: «Методы и операции сбора данных, подлежащих количественному анализу», дается информация: «Анкетирование предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросы могут быть открытыми, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет нестандартность ответов затрудняет их обработку и т.д.».
Методические рекомендации для учителя, предназначены для организации учебных занятий и состоят из: авторской программы, тематического планирования, поурочных разработок, словаря терминов.
При организации обучения учитель создает образовательное пространство, способствующее применению исследовательского метода и метода проектов, наиболее оптимальной формой организации урока, в нашей модели, является урок – семинар.К семинару учащиеся самостоятельно изучают, например тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся в дореволюционной России», по предложенному плану. В ходе семинарского занятия организовано обсуждение изученной проблемы. Отвечая на раскрытый вопрос, ученик обязательно должен обратить внимание группы на литературные источники, которые он использовал при его подготовке, в целом, демонстрируя умение логично излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию, делать выводы и обобщения. Необходимым условием, урока – семинара, является активность всех учащихся группы, которому должно способствовать субъект-субъектное взаимодействие учителя и учеников. Подведения итоги урока учитель, делает акцент на исследовательские умения учащихся и уровень их развития.
В процессе преподавания основ научно-исследовательской деятельности, основными методами обучения являться исследовательский метод и метод проектов. Ярким примером применения исследовательского метода и метода проектов может стать проведение урока – коллоквиума. Цель занятия: развитие целого ряда исследовательских умений - умения формулировать проблему исследования, ставить цели и определять стратегию исследовательской деятельности, планировать исследовательскую деятельность, прогнозировать результаты исследовательской деятельности, оценивать результаты исследовательской деятельности, работать с информацией, письменно излагать материалы исследования, устно презентовать результаты исследования. Учащиеся самостоятельно изучают монографию по интересующей их теме, при этом используя алгоритм работы с монографической литературой, далее участвуют в собеседовании по содержанию изученной работы, организованном в группе. Опыт показывает, что список монографий необходимо предложить учителю (3-4 книги), в результате определится группа учащихся изучающих один и тот же источник. Конечным результатом работы группы может стать кратковременный проект «Интересные факты изученной монографии» и др.
Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей
младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...
Понятие и необходимость культурной совместности
Основной задачей программы развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова является выстраивание такой социальной ситуации развития, в которой произойдет формирование учебной деятельности ученика, как желания и умения учиться. Ученики РО самостоятельно, в процессе собственного исследовани ...
Проектная методика и интернет
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литерату ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.