Педагогика и образование » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков

Страница 5

Наиболее значимые наработки по вопросу коррекции подростковой агрессивности достигнуты в рамках поведенческого подхода. В соответствии с теорией социального научения, рассматривающего агрессию как приобретенную форму поведения, коррекционная работа должна быть направлена на модификацию поведения – постепенное уменьшение, угасание, торможение агрессивных проявлений с одновременным формированием нового социально желательного поведения.

Педагогическая программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков, включает три модуля, каждый из которых охватывает основные направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами, учащимися, родителями).

Первый модуль программы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере "педагог-воспитанники" и осуществлялся как способ общения педагога и учащихся по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем подростка, совместному проектированию возможного выхода из них. Это становилось возможным в силу того, что педагог, с одной стороны, является транслятором (инициатором) кулътурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и подростком. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает подростку развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношений к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь.

Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе "педагог-воспитанники" может выступать как средство коррекции агрессивного поведения подростка при соблюдении ряда условий: 1) наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному подростку; 2) определенном уровне психолого-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности; 3) владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным; 4) ответном устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.

Второй модуль программы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере "педагоги-родители". Организация данной сферы педагогического взаимодействия вызвана важностью семейного воспитания. Многочисленные научные данные свидетельствуют, что важным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба из родителей постоянно наказывают подростка, это может стать решающим фактором для проявлений агрессии.

Не менее важным фактором агрессивного поведения является несогласованность в требованиях к подростку со стороны родителей. Если подходы отца и матери в требованиях к подростку и в методах воспитания сильно отличаются, или если один из родителей или оба непоследовательны в этих вопросах, у подростка не возникает четкого понимания норм поведения, следствием чего часто выступает агрессия.

Третий модуль педагогической программы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальных сферах "подросток-подросток", "подросток-группа подростков", "подросток-взрослые" и строится как поэтапная подготовка подростка к адаптации в школе как новом социуме. Вхождение подростка в мир взрослых как новую социальную ситуацию требует от него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности, приобретения новых навыков. И все это происходит на фоне того, что у каждого подростка в силу особенностей его развития повышается социально-психологическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении подростка. В подростковом возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием разнообразного общения. По мере развития ответственности у подростка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое.

Подросток, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако, это не постоянная линия поведения подростка, а возможность, проявляющаяся лишь в неких частных случаях. Если же в сфере общения со сверстниками подросток не находит полной или частичной реализации, это может стать фактором, провоцирующим агрессивное поведение.

Особое место в коррекционной работе следует выделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Не обходимо стремится к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счет привлечения положительно формирующим личность занятьям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0137