Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 1

Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии.

Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов.

Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:

1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.

3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.

Так, Э. Фромм отмечает, что нельзя игнорировать то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. Ученый считает, что у каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых.

По мнению К. Хорни, основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, в более поздних работах она разделила эти потребности на три группы. Первая группа – движение к людям (потребность в любви). Вторая группа – движение от людей (потребность в независимости). Третья группа – движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.

Иной подход к проблеме ценностных ориентаций структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой сферы личности, ценностных ориентаций, считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она (личность) познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:

1. Теоретический человек – основная ценность – поиск истины.

2. Экономический человек – основной акцент делается на полезные и практичные ценности.

3. Эстетический человек – наивысшей ценностью считается стиль и гармония, окружающая действительность воспринимается и оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.

4. Социальный человек - главная ценность - это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству.

5. Политический человек - основная ценностная направленность на личную власть, влияние, известность, не ограниченную сферой политики.

6. Религиозный человек - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.

Выделенные типы показывают наличие различий не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Э. Шпрангером как универсалии человеческой природы, т.е. абстрактно - метафизически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Приёмы и средства формирования ритмико-интонационных навыков у учащихся
Вполне естественно, что безупречная интонация является украшением речи, звучащей на любом языке. Однако не стоит драматизировать ситуацию с обучением интонационным навыкам в условиях современной основной школы. Поэтому, было бы гораздо разумнее научить учащихся основным модельным фразам в аппроксим ...

Функции ученического самоуправления
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, п ...

Анализ практического опыта развития творческих способностей младших школьников
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.5017