Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого "переходного" общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.

Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа Д.А. Леонтьева (1996г.), в которой автор попытался систематизировать всё, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике.

Таким образом, актуальность исследования продиктована противоречиями между:

- потребностью социальной психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении феномена ценностных ориентации подростков и недостаточной разработанностью научно-обоснованных концепций реализации данного явления;

- требованиями общества к личности подростков быть максимально способными к самоактуализации в постоянно меняющихся условиях социальной и экономической жизни, и недостаточной разработанностью в отечественной и зарубежной психологии личности проблемы ценностных ориентации подростков.

Данные противоречия актуализируют проблему исследования личностных особенностей подростков и структуры их ценностных ориентаций.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах» (Д.А. Леонтьев): 1) как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (К.А. Абульханова- Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов и др.); 2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, С.С. Бубнова и др.); 3) как представления о должном, принципы, нормы поведения (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.); 4) как разновидность установок или как аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова и др.); 5) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими, ядерными компонентами структуры личности, обусловливающими направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности, в том числе в семейной жизни.

Объект исследования - ценностные ориентации.

Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Достижение поставленной цели достигалось путем решения следующих задач:

Разработать теоретико – методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Разработать пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения; основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально - психологический тренинг.

Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации.

Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов:

- изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме;

- наблюдение, беседа;

- комплекс тестовых методик: тест СЖО Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированный Д.А. Леонтьевым; тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компьютерной программы «STADIA» версия 6.0.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь подросткам.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодинамического инструментария и статистической обработки данных с последующей психологической интерпретацией (корреляционный, анализ с использованием критерия U Манна – Уитни, определение критерия Стьюдента для установления достоверности различий).

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Положения, выносимые на защиту:

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Типы родительского отношения являются важным фактором, влияющим на формирование ценностных ориентаций подростков.

Социально–психологический тренинг выступает эффективным инструментом оптимизации ценностных ориентаций подростков.

ценностная ориентация учащийся

Еще по теме:

Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...

Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; с ...

Задачи по геометрии, решаемые методами оригами
Слово "оригами" происходит от двух японских слов: "ори" – сложенный, "ками" – бумага, и может быть переведено как "сложенная бумага". Складывание фигурок из бумаги имеет многовековую историю и своими корнями тесно связано с культурой Востока. Неопределяемыми ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099