Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Заработок на криптовалютах по сигналам. Больше 100% годовых!

Заработок на криптовалютах по сигналам

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно.

Обращайтесть в телеграм LegionCryptoSupport

Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого "переходного" общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.

Изучение проблемы показало, что ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы, одним из которых явилась работа Д.А. Леонтьева (1996г.), в которой автор попытался систематизировать всё, что до сих пор было написано о ценностях, предложив типологию подходов к ценностной проблематике.

Таким образом, актуальность исследования продиктована противоречиями между:

- потребностью социальной психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении феномена ценностных ориентации подростков и недостаточной разработанностью научно-обоснованных концепций реализации данного явления;

- требованиями общества к личности подростков быть максимально способными к самоактуализации в постоянно меняющихся условиях социальной и экономической жизни, и недостаточной разработанностью в отечественной и зарубежной психологии личности проблемы ценностных ориентации подростков.

Данные противоречия актуализируют проблему исследования личностных особенностей подростков и структуры их ценностных ориентаций.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах» (Д.А. Леонтьев): 1) как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (К.А. Абульханова- Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов и др.); 2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, С.С. Бубнова и др.); 3) как представления о должном, принципы, нормы поведения (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.); 4) как разновидность установок или как аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова и др.); 5) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими, ядерными компонентами структуры личности, обусловливающими направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности, в том числе в семейной жизни.

Объект исследования - ценностные ориентации.

Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Достижение поставленной цели достигалось путем решения следующих задач:

Разработать теоретико – методологические основы исследования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Разработать пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения; основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально - психологический тренинг.

Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации.

Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов:

- изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме;

- наблюдение, беседа;

- комплекс тестовых методик: тест СЖО Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированный Д.А. Леонтьевым; тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компьютерной программы «STADIA» версия 6.0.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь подросткам.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодинамического инструментария и статистической обработки данных с последующей психологической интерпретацией (корреляционный, анализ с использованием критерия U Манна – Уитни, определение критерия Стьюдента для установления достоверности различий).

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Положения, выносимые на защиту:

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Типы родительского отношения являются важным фактором, влияющим на формирование ценностных ориентаций подростков.

Социально–психологический тренинг выступает эффективным инструментом оптимизации ценностных ориентаций подростков.

ценностная ориентация учащийся

Еще по теме:

Созданная компьютером виртуальная реальность
Создаваемая компьютером ВР стремится заменить непосредственные раздражители, имеющие физическую природу, непосредственными раздражителями, изначально происходящими из среды компьютерной. Так свет, отраженный от поверхности реальных предметов, подменяется световыми образами, носителями которых являю ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность является одной из форм пограничных интеллектуальных нарушений и занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. В целом пограничная интеллектуальная недостаточность является одной из наиболее распространенных форм психической патологии ...

Аксиомы натуральных чисел
Как известно, аксиоматическое построение любой математической теории начинается с перечисления неопределяемых, основных понятий (объектов и отношений) и аксиом, которым должны удовлетворять основные понятия. Вошедшая во всеобщее употребление система аксиом натуральных чисел была предложена итальянс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2366