Педагогика и образование » Использование нетрадиционных педагогических технологий в реализации дифференцированного обучения » Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития

Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития

Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса.

При применении стандартных форм обучения учащиеся получают общенаправленное развитие путем социализации в общих группах без применения индивидуализированных способов (традиционное обучение). В процессе же дифференцированного обучения развитие ребенка идет сразу в двух направлениях:

овладения нормативным образцом, его воспроизводство, применение в жизни (обучение и практика).

открытости, природном стремлении ребенка выйти за рамки заданного, стремления к креативности, что предполагает использование собственного опыта, нередко сложившегося и усвоенного в другой системе ценностей и отношений.

Для проведения такой работы необходимы определенные условия.

Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.

Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий и форм подачи учебного материала.

Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач).

Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения.

Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.

Важность применения форм нетрадиционных технологий в дифференцированном обучении обуславливается также следующими причинами:

новые и нетрадиционные технологии обучения, отходящие от привычных шаблонов, призваны разнообразить процесс обучения, и способствуют возрастанию заинтересованности учащихся к нему;

инновационные педагогические формы вносят индивидуальность в занятия, а отступление от общехарактерных способов подачи информации помогают учитывать индивидуальные особенности обучаемой группы.

Резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать следующее: при построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:

реальны в рамках имеющихся возможностей (педагогический инструментарий, учебно-методическая база);

диктуются существующей необходимостью ситуации (требованиями родителей, социальной необходимостью);

обеспечат положительную эффективность и результативность обучения;

не приведут к отрицательным последствиям в формировании личности ребенка;

обеспечены квалифицированными кадрами (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующий вывод: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности, и его планирование невозможно без знания индивидуальных особенностей учащихся, их отличительных черт. Только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной, дифференцированной системы обучения.

Главными показателями эффективности и рациональности дифференциации обучения являются:

повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности;

защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Одной из основ в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика (творческих, математических, эмоциональных) являются нетрадиционные формы обучения, которые создают благоприятные условия для этого.

Еще по теме:

Основные мыслительные операции
Процесс мышления состоит из ряда мыслительных операций и их разных сочетаний; это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, п ...

Особенности модульной технологии обучения
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, ...

Анализ учебного материала в школьной программе
В курсе биологии учащиеся получили первоначальные сведения о белках и нуклеиновых кислотах. Эти знания, наряду со знаниями, полученными в курсе органической химии, станут опорными при изучении химии белков и нуклеиновых кислот. Раздел «Нуклеиновые кислоты» изучается с целью подготовки учащихся к ус ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2272