Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Изучение диалектной лексики в школе

Изучение диалектной лексики в школе

Диалектная лексика в школе изучается в 5-6 классах. В школьной программе на изучение этой темы отводится в федеральном компоненте ГОСТе один час. Однако в региональном компоненте диалектная лексика изучается шире, за счет дополнительных часов.

Проанализируем традиционные учебники русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой, Н.И.Шанского и М.М.Разумовской.

В.В.Бабайцева рассматривает диалектную лексику в 5 классе, тема звучит так – "Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении". Слова ограниченного употребления – диалектизмы и профессионализмы. Дается понятие диалектизма, примеры, объяснение для чего диалектные слова употребляются в художественных произведениях. И всего два упражнения с заданием такого характера – найдите в тексте диалектное слово. Понятно ли вам его значение? С какой целью диалектные слова используются в художественных произведениях?

В учебнике под редакцией М.М.Разумовской, 5 класс, уделяется больше внимания диалектизмам, чем в учебниках В.В.Бабайцевой и Н.И.Шанского. Тема звучит так – "Что такое профессиональные и диалектные слова".

Здесь дается более широкое понимание диалектным словам, различные упражнения с такими заданиями, как: объясните происхождение и значение диалектных слов; инсценируйте диалог и ответьте на вопросы – можно ли понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов? Почему? Сделайте вывод. Определить какие диалектные слова встречались в тексте; какие пословицы знакомят с народными приметами, с особенностями быта русского народа?

В конце параграфа предлагается по плану подготовить сообщение на тему "Употребление профессиональных и диалектных слов".

Авторы учебника в этом параграфе знакомят учащихся с личностью В.И.Далем, дана биография ученого и его вклад в развитие русской диалектологии.

Н.И.Шанский рассматривает диалектизмы в 6 классе. Здесь найдется узкое понимание диалектному слову, рассказывается о специальных диалектных словарях. Дается работа с "Толковыми словарями" и ряд упражнений на эту тему.

Из всего этого следует вывод, что диалектная лексика в школе изучается поверхностно, и рассматривается совместно с профессиональными словами.

наречие диалектизм лексика школа

Еще по теме:

Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством профориентационных игр
Следует признать, что часто профконсультация не интересна школьникам. Одна из причин этого - недостаток активирующих методов, делающих процесс профконсультирования более насыщенным и привлекательным. Многие специалисты в поисках такой привлекательности нередко обращаются к сложным психодиагостическ ...

Условия реализации модульной технологии обучения в ГФ УИПА
Я не могу объективно судить об условиях реализации модульной технологии обучения в учебных заведениях Украины, т.к. не обладаю нужной информацией. Но условия реализации модульной технологии обучения в УИПА весьма плачевны. Уже год как мы «перешли» на новую технологию обучении, которую очень трудно ...

Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0253