Педагогика и образование » Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи

Страница 1

В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы).

Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.

Нарушение речи у ребёнка может быть вызвано многими причинами как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам нарушения речи относятся органические причины (внутриутробные инфекции; различные родовые травмы; интоксикации; наследственность) и функциональные (различные психогенные факторы; психические травмы, особенности системы высшей нервной деятельности; ЗПР, умственную отсталость и др.). К социальным причинам относят: психический фактор, речевое окружение, билингвизию. Также для речевых нарушений характерны следующие особенности:

– они не соответствуют возрасту говорящего;

– они не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка;

– связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи;

– носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

– требуют определенного логопедического воздействия;

– часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие.

Современная клинико-педагогическая классификация, разработанная в 20–30-е годы 20 века М.Е. Хватцевым, Ф.Ф. Рау, О.В. Правдиной, включает в себя описание следующих основных нарушений речи:

– алалия – системное недоразвитие речи в следствии органического поражения речевой зоны коры головного мозга, так называемый центр Верники (речевой анализатор, отвечающий за понимание, переработку, сенсорное восприятие); бывает моторная (ребенок слышит, но не может сказать) и сенсорная (говорит, но речь другого человека не понимает);

– дизартрия (анартрия – тяжелая степень дизартрии) – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата; 80% дизартрии встречается у детей с ДЦП;

– брадилалия – патологически замедленный темп речи (низкий порог возбуждения);

– дислалия (фонетическое нарушение речи) – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации (нервное питание) мышц речевого аппарата; бывает механическая (неправильный прикус, подъязычная связка) и функциональная (нарушение фонематического слуха). Данные нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искажение их произношения, замена одних звуков другими, смешение звуков либо их пропуск (как отмечает Р.И. Мартынова, при фонетическом нарушении речи у ребёнка отклонений психического развития не наблюдается);

– дисфония – частичное нарушение голосообразовательных функций; бывает органическая (врожденная, травмы и т.д.) и функциональная (хронический ларингит, переходной возраст и т.д.);

– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата; механизмом заикания является возбуждение и торможение нервной системы;

– ринолалия – нарушение звукопроизношения, тембра, голосообразования в следствии анатомо-физиологических дефектов строения речевого аппарата; бывает открытая (врожденная расщелина твердого нёба) и закрытая (скрытая врожденная расщелина твердого нёба; расщелина мягкого нёба);

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
После распада СССР, краха стратегии создания «исторической общности — советского народа» новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, поставлены перед нарастающей проблемой педагогических решений поликультурности. В новых государствах при определении отношения к этой проблеме обознач ...

Эволюция создаваемой компьютером виртуальной реальности
Истоки компьютерной технологии лежат в попытках представить конкретную реальность в виде чисел. Физики используют компьютеры для разработки моделей физического мира. Лингвисты используют их для количественного моделирования процессов, связанных с языком. При проведении содержательного анализа в нау ...

Сущность дифференциации обучения
Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.237