Педагогика и образование » Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани » Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися

Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися

Страница 1

Эксперимент по проверке положительного влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился на базе МОУ СОШ № 32 и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (заключительный).

Констатирующий этап эксперимента

На констатирующем этапе целью эксперимента являлась определение уровня готовности учащихся 9-ых классов к профессиональному самоопределению. В эксперименте принимали участие учащиеся 9-го «А» и 9-го «Б» классов (28 учащихся), а также учитель технологии 9-ых классов Меркурьева Ольга Анатольевна, классные руководители этих классов, директор МОУ СОШ № 32.

Для сбора данных использовались анкеты. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии (I группа), уровень знаний о профессии (II группа), причины выбора профессии (III группа)

Школьникам были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее». Каждая анкета содержала 10 вопросов: 2 вопроса - открытые, 8 вопросов - с 3 вариантами ответов. Школьникам необходимо было написать ответ или выбрать один из вариантов.

Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения. Сначала данные были интерпретированы в соответствии с I группой критериев, а по II и III группам критериев были обработаны анкеты только тех школьников, которые выбрали одну профессию или выбирают между 2-3 профессиями.

По результатам анкетирования были сформированы 2 группы респондентов:

1) экспериментальная - 13 человек (1-ая группа - 9 «А» класс);

2) контрольная - 15 человек (2-ая группа - 9 «Б» класс).

Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были примерно одинаковые.

Для оценки эффективности предложенной методики нами были выделены следующие критерии, которые объединены по группам:

Выбор профессии:

выбор профессии сделан;

учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

выбор профессии не сделан.

Уровень знаний о профессии:

- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

По причине выбора профессии:

- профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

- главное – престиж профессии, ее высокоплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

- ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Соответственно выделенным критериям, нами были определены количественные и качественные показатели эффективности предложенной методики.

Основным количественным показателем эффективности является соотношение количества учащихся по каждому из критериев до и после проведенной профориентационной работы. Эффективность нашей методики доказывает увеличение количества учащихся, выбравших профессию (одну или несколько), увеличение количества учащихся с высоким уровнем знаний о профессии, увеличение количества учащихся, выбравших профессию в связи с собственными интересами и способностями.

Помимо количественных показателей эффективности методики профориентации старшеклассников необходимо подтвердить и качественными изменениями. В связи с этим нами были выделены качественнее показатели эффективности нашей методики. Такими показателями являются:

Появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии (или укрепление существующих), то есть изменение или укрепление причин выбора старшеклассником той или иной профессии. Например, если изначально учащийся хотел получить ту или иную профессию исходя только лишь из желания его родителей, а после проведения профориентационных работ решил подобрать себе профессию, отвечающую его интересам и способностям, то в этом случае можно судить об эффективности проведенной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организо ...

Содержание методики исследования словоизменения существительных у младших школьников
В основу этой методики положен психолингвистический подход. Исследование проводилось в первой половине дня индивидуально с каждым ребёнком. Оно состояло из серии заданий, которые выполнялись в системной последовательности, с указанием цели, материала, инструкции логопеда, хода выполнения задания ре ...

Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1102