Говоря о педагогических аспектах создания и использования интернет-технологий в образовании, необходимо дать характеристику дидактическим принципам.
Вообще, в современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В педагогике же дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и законами. В связи с этим, можно выделить следующие основные дидактические принципы, на которые основываются интернет-технологии:
принцип интерактивности,
принцип обучения как диалога,
принцип адаптивности учебного материала,
принцип гибкости учебного материала,
принцип "передаваемости" материала в дистанционном обучении,
принцип активности обучаемого в образовательном процессе.
Рассмотрим каждый из этих принципов.
1. Принцип интерактивности.
Интерактивность - одно из самых популярных понятий в области образования, основанного на новых технологиях обучения. Оно происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга.
Поскольку конвергенция между телекоммуникациями и компьютерами постоянно усиливается, постольку обостряется вопрос об использовании телематических систем в разных сферах общественной жизни, в частности, в сфере образования. Одним из важнейших принципов построения обучающих программ на базе телематических систем, внедрения телекоммуникационных и информационных технологий в учебный процесс является принцип интерактивности. Этот принцип дает возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети.
Развитию глобальной коммуникационной системы для дистанционного обучения, которое является одной из основных интернет-технологий, на принципах интерактивности посвящен международный проект CO-LEARN (Cooperation in Learning - Сотрудничество в обучении).
Для того, чтобы создать высококачественную коммуникацию на расстоянии и содействовать сотрудничеству между участниками образовательного процесса, взаимодействию как между обучаемыми и преподавателями, так и между самими обучаемыми, этот проект развивает 4 коммуникационных системы для дистанционного обучения: систему мультимедиа конференций в реальном времени для коммуникации внутри небольших групп; систему асинхронных компьютерных конференций для коммуникаций в больших группах; систему для телепреподавания в реальном времени, которая позволяет преподавателям взаимодействовать с группами обучаемых, расположенных в разных местах (дистанционные лекции); систему телепомощи в реальном времени, когда ассистент может заниматься с небольшой группой обучаемых (дистанционное наставничество).
Таким образом, проект стремится выделить основные с педагогической точки зрения ситуации в учебном процессе, когда акцент делается на коммуникации или кооперации между участниками этого процесса, и воссоздать эти ситуации взаимодействия в контексте дистанционного обучения с помощью телематических систем.
Система мультимедиа конференций в реальном времени обеспечивает коммуникацию между 4 или 5 участниками конференции с высоким уровнем сотрудничества между обучаемыми. Эта система позволяет совместную работу группы обучаемых над одним и тем же материалом в интерактивном режиме.
Асинхронные компьютерно-опосредованные конференции осуществляют коммуникацию между всеми участниками (которых может быть более 20 человек) с относительно невысоким уровнем интерактивности между обучаемыми (система off-line). Эта асинхронная коммуникация основана на парадигме беседы. Система поощряет взаимодействие между обучаемыми, храня мультимедиа базу данных всех их замечаний.
Телепреподавание в реальном времени позволяет коммуникацию между учителем и большой группой обучаемых. После обычной лекции обучаемые могут задать вопросы. Для этого они должны "поднять электронную руку", и компьютер учителя по очереди предоставит им слово. Эта система позволяет учителю обучать одну или сразу несколько удаленных классных аудиторий. Однако интерактивность между обучаемыми очень слабая (они взаимодействуют только в конце курса).
Система телеассистирования в реальном времени устанавливает связь между одной центральной рабочей станцией и несколькими подчиненными рабочими станциями. Ученики обучаются с помощью компьютерных программ и других учебных материалов, а учитель может наблюдать за всеми их рабочими станциями одновременно. Однако коммуникация может быть в определенное время между учителем и одним из учеников безо всякой интерактивности между обучаемыми. При этом телеассистирование может осуществляться или как интерактивный диалог учителя и ученика в реальном времени или через асинхронные послания посредством мультимедиа базы данных.
Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...
Формы и методы применения информационных технологий
в образовании
Информационные технологии выполняют в образовательном процессе двоякую роль: с одной стороны, они являются предметом изучения и практического освоения, а с другой - инструментальным средством, с помощью которого удается повысить результативность и эффективность изучения практически всех дисциплин у ...
Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой
деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.