Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Страница 1

Говоря о педагогических аспектах создания и использования интернет-технологий в образовании, необходимо дать характеристику дидактическим принципам.

Вообще, в современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В педагогике же дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и законами. В связи с этим, можно выделить следующие основные дидактические принципы, на которые основываются интернет-технологии:

принцип интерактивности,

принцип обучения как диалога,

принцип адаптивности учебного материала,

принцип гибкости учебного материала,

принцип "передаваемости" материала в дистанционном обучении,

принцип активности обучаемого в образовательном процессе.

Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Принцип интерактивности.

Интерактивность - одно из самых популярных понятий в области образования, основанного на новых технологиях обучения. Оно происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга.

Поскольку конвергенция между телекоммуникациями и компьютерами постоянно усиливается, постольку обостряется вопрос об использовании телематических систем в разных сферах общественной жизни, в частности, в сфере образования. Одним из важнейших принципов построения обучающих программ на базе телематических систем, внедрения телекоммуникационных и информационных технологий в учебный процесс является принцип интерактивности. Этот принцип дает возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети.

Развитию глобальной коммуникационной системы для дистанционного обучения, которое является одной из основных интернет-технологий, на принципах интерактивности посвящен международный проект CO-LEARN (Cooperation in Learning - Сотрудничество в обучении).

Для того, чтобы создать высококачественную коммуникацию на расстоянии и содействовать сотрудничеству между участниками образовательного процесса, взаимодействию как между обучаемыми и преподавателями, так и между самими обучаемыми, этот проект развивает 4 коммуникационных системы для дистанционного обучения: систему мультимедиа конференций в реальном времени для коммуникации внутри небольших групп; систему асинхронных компьютерных конференций для коммуникаций в больших группах; систему для телепреподавания в реальном времени, которая позволяет преподавателям взаимодействовать с группами обучаемых, расположенных в разных местах (дистанционные лекции); систему телепомощи в реальном времени, когда ассистент может заниматься с небольшой группой обучаемых (дистанционное наставничество).

Таким образом, проект стремится выделить основные с педагогической точки зрения ситуации в учебном процессе, когда акцент делается на коммуникации или кооперации между участниками этого процесса, и воссоздать эти ситуации взаимодействия в контексте дистанционного обучения с помощью телематических систем.

Система мультимедиа конференций в реальном времени обеспечивает коммуникацию между 4 или 5 участниками конференции с высоким уровнем сотрудничества между обучаемыми. Эта система позволяет совместную работу группы обучаемых над одним и тем же материалом в интерактивном режиме.

Асинхронные компьютерно-опосредованные конференции осуществляют коммуникацию между всеми участниками (которых может быть более 20 человек) с относительно невысоким уровнем интерактивности между обучаемыми (система off-line). Эта асинхронная коммуникация основана на парадигме беседы. Система поощряет взаимодействие между обучаемыми, храня мультимедиа базу данных всех их замечаний.

Телепреподавание в реальном времени позволяет коммуникацию между учителем и большой группой обучаемых. После обычной лекции обучаемые могут задать вопросы. Для этого они должны "поднять электронную руку", и компьютер учителя по очереди предоставит им слово. Эта система позволяет учителю обучать одну или сразу несколько удаленных классных аудиторий. Однако интерактивность между обучаемыми очень слабая (они взаимодействуют только в конце курса).

Система телеассистирования в реальном времени устанавливает связь между одной центральной рабочей станцией и несколькими подчиненными рабочими станциями. Ученики обучаются с помощью компьютерных программ и других учебных материалов, а учитель может наблюдать за всеми их рабочими станциями одновременно. Однако коммуникация может быть в определенное время между учителем и одним из учеников безо всякой интерактивности между обучаемыми. При этом телеассистирование может осуществляться или как интерактивный диалог учителя и ученика в реальном времени или через асинхронные послания посредством мультимедиа базы данных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Интеллектуальные технологии на уроках биологии
Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного среза
В конце обучения был проведен контрольный срез, выявляющий уровень художественного восприятия литературных произведений разных жанров и осо ...

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вмест ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru