Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Страница 1

Говоря о педагогических аспектах создания и использования интернет-технологий в образовании, необходимо дать характеристику дидактическим принципам.

Вообще, в современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В педагогике же дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и законами. В связи с этим, можно выделить следующие основные дидактические принципы, на которые основываются интернет-технологии:

принцип интерактивности,

принцип обучения как диалога,

принцип адаптивности учебного материала,

принцип гибкости учебного материала,

принцип "передаваемости" материала в дистанционном обучении,

принцип активности обучаемого в образовательном процессе.

Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Принцип интерактивности.

Интерактивность - одно из самых популярных понятий в области образования, основанного на новых технологиях обучения. Оно происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга.

Поскольку конвергенция между телекоммуникациями и компьютерами постоянно усиливается, постольку обостряется вопрос об использовании телематических систем в разных сферах общественной жизни, в частности, в сфере образования. Одним из важнейших принципов построения обучающих программ на базе телематических систем, внедрения телекоммуникационных и информационных технологий в учебный процесс является принцип интерактивности. Этот принцип дает возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети.

Развитию глобальной коммуникационной системы для дистанционного обучения, которое является одной из основных интернет-технологий, на принципах интерактивности посвящен международный проект CO-LEARN (Cooperation in Learning - Сотрудничество в обучении).

Для того, чтобы создать высококачественную коммуникацию на расстоянии и содействовать сотрудничеству между участниками образовательного процесса, взаимодействию как между обучаемыми и преподавателями, так и между самими обучаемыми, этот проект развивает 4 коммуникационных системы для дистанционного обучения: систему мультимедиа конференций в реальном времени для коммуникации внутри небольших групп; систему асинхронных компьютерных конференций для коммуникаций в больших группах; систему для телепреподавания в реальном времени, которая позволяет преподавателям взаимодействовать с группами обучаемых, расположенных в разных местах (дистанционные лекции); систему телепомощи в реальном времени, когда ассистент может заниматься с небольшой группой обучаемых (дистанционное наставничество).

Таким образом, проект стремится выделить основные с педагогической точки зрения ситуации в учебном процессе, когда акцент делается на коммуникации или кооперации между участниками этого процесса, и воссоздать эти ситуации взаимодействия в контексте дистанционного обучения с помощью телематических систем.

Система мультимедиа конференций в реальном времени обеспечивает коммуникацию между 4 или 5 участниками конференции с высоким уровнем сотрудничества между обучаемыми. Эта система позволяет совместную работу группы обучаемых над одним и тем же материалом в интерактивном режиме.

Асинхронные компьютерно-опосредованные конференции осуществляют коммуникацию между всеми участниками (которых может быть более 20 человек) с относительно невысоким уровнем интерактивности между обучаемыми (система off-line). Эта асинхронная коммуникация основана на парадигме беседы. Система поощряет взаимодействие между обучаемыми, храня мультимедиа базу данных всех их замечаний.

Телепреподавание в реальном времени позволяет коммуникацию между учителем и большой группой обучаемых. После обычной лекции обучаемые могут задать вопросы. Для этого они должны "поднять электронную руку", и компьютер учителя по очереди предоставит им слово. Эта система позволяет учителю обучать одну или сразу несколько удаленных классных аудиторий. Однако интерактивность между обучаемыми очень слабая (они взаимодействуют только в конце курса).

Система телеассистирования в реальном времени устанавливает связь между одной центральной рабочей станцией и несколькими подчиненными рабочими станциями. Ученики обучаются с помощью компьютерных программ и других учебных материалов, а учитель может наблюдать за всеми их рабочими станциями одновременно. Однако коммуникация может быть в определенное время между учителем и одним из учеников безо всякой интерактивности между обучаемыми. При этом телеассистирование может осуществляться или как интерактивный диалог учителя и ученика в реальном времени или через асинхронные послания посредством мультимедиа базы данных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Методики преподавания на современном этапе
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка. Одним из наиболее действенных и результатирвных методов обучения является проектная методика. Проект – это работа, которую ученики самостоятельно планируют и самостоятельно выполняют. Работа над проектом базируется на разных метода ...

Самостоятельное изучение произведений. Вопросы репертуара
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы эти должны бы ...

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2263