Педагогика и образование » Развитие одаренности младших школьников в обучении » Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 1

Рассматривая проблему одаренности, как отмечает А.И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве и диапазон их очень велик – от тяжелой умственной патологии до высокой одаренности».

Е.П. Ильин пишет, что «с древнейших времен в научных трактатах и в обыденном сознании прочно утвердился термин «гений», от латинского – genius – дух». В античной культуре гениальность рассматривается как род иррационального вдохновения, озарения свыше. Древние греки считали ее неземной способностью, источником которой является соединившийся с человеком божественный дух, благодаря чему человек приобретает качественно иные, недоступные большинству возможности. Философы тех времен рассматривают гения и гениальность как феномены, стоящие выше известных естественных законов. Это представление и есть основа учений о гении не только в античной, но в значительной мере и в европейской философии вплоть до конца XIX века.

Как указывает Е.П. Ильин, «важной особенностью представлений о гении является то, что с древнейших времен и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что подлинная гениальность может проявиться только в искусстве, а истинным гением может быть только художник (в широком смысле этого слова). Государственным деятелям, военачальникам, промышленникам, торговцам и даже ученым в звании гения отказывали вплоть до XIX века».

Правда, попытки поставить под сомнение эту точку зрения неоднократно предпринимались уже в трудах древних философов. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, предложенное Аристотелем. Он подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью и вводит свой термин – «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества.

Как считает А.И. Савенков, «термин «гений» приобрел звучание, близкое современному, в эпоху Возрождения. Ее представители считали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам. В понимании людей этого времени художник должен был быть осведомлен как в науках, так и в искусствах».

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, – Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Х. Уарте ставит четыре главных, по его мнению, вопроса:

Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?

Какие виды дарований имеются в человеческом роде?

Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей, в теории Х. Уарте, сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (по Гиппократу – темперамент) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих деятельности дарований. В качестве основных способностей он выделял три: фантазию (воображение), память и интеллект.

Особенно подчеркивал Х. Уарте зависимость таланта от природы, однако, влияние природных данных, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. Говоря о воспитании и обучении талантливых людей, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.

Выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, анализируя природу поэтического таланта, предлагает считать важнейшим качеством творца «силу совоображения», под которой он понимает способность с одной вещью, в уме представленной, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные.

Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении решающей роли воспитания и условий среды в формировании человека. Воспитательное воздействие они возводят в степень высшей силы, способной лепить из людей, что угодно.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...

Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прико ...

Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах формирования словоизменения существительных у детей. Возрастные границы становления системы словообразования и формирования слово ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099