Педагогика и образование » Развитие одаренности младших школьников в обучении

Развитие одаренности младших школьников в обучении

В настоящее время в психологии усилился интерес к изучению природы такого феномена, как одаренность. В этой связи актуальными становятся исследования интеллектуального потенциала личности одаренного ребенка.

Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области еловеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом.

Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично.

При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению. Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания.

Вопросы психологической природы одаренности рассматривались в работах отечественных (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Д.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, B.Д. Шадриков и др.) и зарубежных (А. Бине, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, В. Штерн и др.) ученых.

Как показал анализ литературы, существует много работ, в которых рассмотрена проблема одаренности, однако публикаций, в которых рассматривается вопрос о развитии одаренности в обучении недостаточно. Все вышесказанное дает нам основание считать проблему развития одаренности в обучении одной из актуальных.

Объект исследования – одаренность.

Предмет исследования – особенности одаренности младших школьников.

Цель исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.

Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Осуществить отбор диагностического материала.

3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

4. Разработать и апробировать серию занятий по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что младшие школьники характеризуются недостаточно высоким уровнем интеллектуальным развитием. Разработанная серия занятий будет способствовать повышению уровня интеллектуальной одаренности младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, методики: «Тест прогрессивных матриц Равенна», «Выявление общих понятий», ««Способность понимать и воспроизводить содержание».

Теоретико-практическая значимость: в ходе проведенного исследования было выявлено, что разработанные и апробированные занятия способствуют развитию интеллектуальной одаренности. Результаты исследования могут представлять интерес для школьных психологов, педагогов начальных классов, студентов факультета «Дефектология и психология», филологического факультета, физико-математического факультета и др.

Еще по теме:

Реализация предложений, изложенных в Белой Книге
После представления Белой Книги Парламенту 22 января 2003 года начался процесс реакции различных общественных институтов и групп на “предложения” правительства. Вершиной всего процесса стал доклад Комитета по образованию и профессиональной подготовке Палаты Общин, в котором были отражены почти все ...

Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...

Инновационные технологии изучения диалектной лексики
1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля. Например, на этапе ориентировки: - Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.3193