С целью интеллектуального развития была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя серию занятий. Занятия были направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, речь, внимание, восприятие, ощущения.
Результаты контрольного исследования выявили, что в экспериментальном классе по сравнению с данными контрольного класса увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальной одаренности, способности к обобщению, анализу и классификации, пониманию и воспроизведению содержания рассказа. По нашему мнению, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы.
Как показал теоретический анализ литературы, представления об одарённости, с момента первых концепций и до настоящего времени, претерпели значительные изменения. Долгие годы одарённость рассматривалась отечественными психологами как высокий уровень развития общих и специальных способностей (В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, A.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, B.Д. Шадриков и др.).
Современные исследователи одарённости рассматривают это понятие как многоаспектное, многоуровневое понятие, имеющее определённую структуру (A.M. Матюшкин и другие). Разрабатываются подходы к идентификации и исследованию одарённости, в рамках которых предлагаются различные модели одарённости (А.М. Матюшкин, М.А. Холодная и др.). В этих концепциях выделяются несколько факторов одарённости: когнитивные, личностные и социально - психологические.
Исследования ученых выявили, что у одаренных младших школьников отмечается высокая способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, высокая концентрация внимания на чем-либо, целеустремленность, сверхчувствительность к проблемам, перфекционизмом.
С целью изучения одаренных младших школьников нами было проведено исследование.
Экспериментальной базой исследования стала МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.о. Саранск. Эксперимент проводился в III четверти 2012/2013 учебного года. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А», 24 учащихся 2 «Б» класса.
Результаты констатирующего исследования показали, что многие учащиеся находятся на низком уровне развития интеллекта. Также нами было выявлено, что часть учащихся имеет низкий уровень развития способности к обобщению, анализу и классификации, умения понимать и воспроизводить содержание рассказа.
С целью интеллектуального развития нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя серию занятий. Занятия были направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, речь, внимание,.
Результаты контрольного исследования выявили, что в экспериментальном классе по сравнению с данными контрольного класса увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальной одаренности, способности к обобщению, анализу и классификации, пониманию и воспроизведению содержания рассказа. С нашей точки зрения, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.
Таблица перевода сырых баллов в IQ
Количество баллов |
Возраст в годах | ||||||||||||
8 |
8,5 |
9 |
9,5 |
10 |
10,5 |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
13 |
13,5 |
16-30 | |
1 |
73 |
68 |
65 |
59 |
57 |
53 |
53 |
50 |
48 |
46 |
46 |
46 |
- |
2 |
74 |
70 |
67 |
61 |
56 |
56 |
54 |
51 |
49 |
49 |
48 |
47 |
- |
3 |
76 |
72 |
68 |
62 |
60 |
57 |
55 |
53 |
51 |
50 |
49 |
49 |
- |
4 |
77 |
73 |
70 |
64 |
61 |
59 |
57 |
54 |
52 |
51 |
50 |
50 |
- |
5 |
79 |
75 |
71 |
65 |
60 |
58 |
55 |
53 |
53 |
52 |
52 |
51 |
- |
6 |
81 |
76 |
73 |
67 |
64 |
61 |
59 |
57 |
55 |
54 |
53 |
52 |
- |
7 |
82 |
78 |
74 |
68 |
66 |
63 |
61 |
58 |
56 |
55 |
54 |
54 |
- |
8 |
84 |
79 |
76 |
70 |
67 |
64 |
62 |
60 |
57 |
57 |
55 |
55 |
- |
9 |
85 |
81 |
77 |
71 |
69 |
66 |
64 |
61 |
59 |
58 |
57 |
56 |
- |
10 |
87 |
83 |
79 |
73 |
70 |
67 |
65 |
62 |
60 |
59 |
59 |
57 |
55 |
11 |
89 |
84 |
80 |
74 |
72 |
69 |
66 |
64 |
61 |
61 |
61 |
59 |
57 |
12 |
90 |
86 |
82 |
76 |
73 |
70 |
68 |
65 |
64 |
62 |
60 |
60 |
58 |
13 |
92 |
87 |
83 |
77 |
75 |
71 |
69 |
67 |
64 |
63 |
62 |
61 |
59 |
14 |
93 |
89 |
79 |
75 |
73 |
71 |
69 |
68 |
65 |
65 |
63 |
62 |
61 |
15 |
95 |
90 |
86 |
80 |
78 |
74 |
72 |
69 |
67 |
66 |
64 |
64 |
62 |
16 |
97 |
92 |
88 |
82 |
79 |
76 |
73 |
72 |
68 |
67 |
66 |
65 |
65 |
17 |
98 |
95 |
89 |
83 |
81 |
77 |
75 |
72 |
69 |
69 |
67 |
66 |
65 |
18 |
100 |
95 |
91 |
85 |
82 |
79 |
76 |
74 |
71 |
70 |
68 |
67 |
66 |
19 |
101 |
97 |
92 |
86 |
84 |
80 |
78 |
75 |
72 |
71 |
69 |
69 |
67 |
20 |
103 |
98 |
94 |
88 |
85 |
81 |
79 |
76 |
73 |
72 |
71 |
70 |
69 |
21 |
104 |
100 |
95 |
89 |
87 |
83 |
80 |
78 |
75 |
74 |
72 |
71 |
70 |
22 |
105 |
101 |
97 |
91 |
88 |
84 |
82 |
79 |
76 |
75 |
73 |
72 |
71 |
23 |
107 |
103 |
98 |
92 |
90 |
86 |
83 |
81 |
77 |
76 |
74 |
74 |
72 |
24 |
108 |
104 |
100 |
94 |
91 |
87 |
85 |
82 |
79 |
78 |
76 |
75 |
74 |
25 |
109 |
106 |
101 |
95 |
93 |
89 |
86 |
83 |
80 |
79 |
77 |
76 |
75 |
26 |
110 |
107 |
103 |
97 |
94 |
90 |
87 |
85 |
81 |
80 |
78 |
77 |
76 |
27 |
112 |
108 |
104 |
98 |
96 |
91 |
89 |
86 |
83 |
82 |
80 |
79 |
75 |
28 |
113 |
110 |
106 |
100 |
97 |
93 |
90 |
88 |
83 |
83 |
81 |
80 |
79 |
29 |
114 |
111 |
107 |
102 |
99 |
94 |
92 |
89 |
85 |
84 |
82 |
81 |
80 |
30 |
116 |
113 |
109 |
103 |
100 |
96 |
93 |
90 |
87 |
86 |
83 |
82 |
82 |
31 |
117 |
114 |
110 |
105 |
102 |
97 |
94 |
92 |
85 |
85 |
85 |
84 |
83 |
32 |
118 |
115 |
112 |
106 |
103 |
99 |
96 |
96 |
93 |
86 |
86 |
85 |
84 |
33 |
120 |
117 |
113 |
108 |
104 |
100 |
97 |
95 |
91 |
90 |
87 |
86 |
86 |
34 |
121 |
118 |
115 |
113 |
105 |
102 |
99 |
96 |
92 |
91 |
88 |
87 |
87 |
35 |
122 |
120 |
116 |
111 |
107 |
103 |
100 |
97 |
93 |
92 |
90 |
89 |
83 |
36 |
123 |
121 |
118 |
112 |
109 |
105 |
102 |
99 |
95 |
93 |
91 |
90 |
90 |
37 |
125 |
122 |
119 |
114 |
110 |
107 |
104 |
100 |
96 |
95 |
92 |
91 |
91 |
38 |
126 |
124 |
121 |
115 |
112 |
108 |
105 |
102 |
97 |
96 |
94 |
92 |
92 |
39 |
127 |
125 |
122 |
117 |
115 |
110 |
107 |
104 |
99 |
97 |
95 |
94 |
94 |
40 |
129 |
127 |
124 |
118 |
115 |
112 |
109 |
106 |
100 |
99 |
96 |
95 |
95 |
41 |
130 |
128 |
125 |
120 |
117 |
113 |
111 |
108 |
102 |
100 |
91 |
96 |
96 |
42 |
133 |
129 |
127 |
121 |
118 |
115 |
112 |
109 |
104 |
102 |
99 |
97 |
97 |
43 |
132 |
131 |
128 |
123 |
120 |
117 |
114 |
111 |
106 |
104 |
100 |
99 |
99 |
44 |
134 |
132 |
130 |
125 |
121 |
118 |
116 |
113 |
108 |
106 |
102 |
100 |
100 |
45 |
135 |
134 |
131 |
126 |
123 |
120 |
118 |
115 |
110 |
109 |
105 |
102 |
102 |
46 |
136 |
135 |
133 |
127 |
125 |
122 |
120 |
117 |
112 |
111 |
107 |
105 |
104 |
47 |
138 |
136 |
134 |
129 |
126 |
123 |
121 |
119 |
114 |
113 |
109 |
107 |
106 |
48 |
139 |
138 |
136 |
130 |
128 |
125 |
123 |
121 |
116 |
115 |
110 |
110 |
108 |
49 |
140 |
139 |
137 |
132 |
129 |
127 |
125 |
123 |
118 |
117 |
114 |
112 |
110 |
50 |
142 |
141 |
139 |
133 |
131 |
128 |
127 |
124 |
120 |
119 |
116 |
115 |
112 |
51 |
143 |
142 |
140 |
135 |
133 |
130 |
128 |
127 |
122 |
121 |
118 |
117 |
114 |
52 |
144 |
143 |
142 |
136 |
134 |
132 |
130 |
128 |
124 |
123 |
121 |
120 |
116 |
53 |
146 |
144 |
143 |
138 |
136 |
133 |
132 |
130 |
126 |
126 |
123 |
122 |
118 |
54 |
147 |
146 |
145 |
139 |
137 |
135 |
134 |
132 |
128 |
128 |
125 |
123 |
120 |
55 |
148 |
148 |
146 |
141 |
139 |
137 |
136 |
134 |
130 |
130 |
127 |
127 |
122 |
56 |
149 |
149 |
148 |
142 |
142 |
138 |
137 |
136 |
132 |
132 |
130 |
130 |
124 |
57 |
151 |
150 |
148 |
144 |
142 |
140 |
139 |
138 |
134 |
134 |
132 |
132 |
126 |
58 |
152 |
152 |
151 |
145 |
144 |
141 |
141 |
139 |
136 |
136 |
134 |
134 |
128 |
59 |
153 |
153 |
152 |
147 |
145 |
145 |
143 |
141 |
138 |
138 |
137 |
137 |
130 |
60 |
155 |
155 |
154 |
148 |
147 |
147 |
144 |
143 |
140 |
139 |
139 |
139 |
130 |
Особенности развития лексико-грамматического строя речи
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лек ...
Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. ...
Основные понятия инноватики
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение. Новшество: - идея, являющаяся для конкретного лица новой; - средство (новый метод). Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не изве ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.