Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 7

Доказано, что самая надежная стратегия – консервативная, синтетическая. Она обеспечивает наиболее полное использование информации и лучше всего предупреждает формирование ошибочных понятий. Однако когда время и возможности для проверок ограничены, выгоднее стратегия азартная. Психологически труднее и менее эффективна аналитическая стратегия.

Бихевиористский подход к формированию понятий вводит в дидактику процессы постановки и решения проблем, формулирования и испытания гипотез, поиска и проверки значений. Согласно этому подходу, формирование понятий представляется как активная деятельность, направленная на решение познавательных задач. При этом слово рассматривается не как простое обозначение результатов познавательной деятельности, а как основное орудие этой деятельности.

Вместе с тем изложенная концепция страдает рядом дефектов и ограничений. Прежде всего, в нее не укладываются многие факты, которые были обнаружены ее же последователями. Так, процессы формулирования гипотез о значении признаков уже представляют собой внутреннюю деятельность, которая не укладывается в бихевиористские рамки внешнего поведения и простого связывания словесных реакций с предметами. Само понятие признаков и их значимости представлено слишком узко. Во-первых, понятия могут отображать не признак самого предмета, а отношения между предметами (больше-меньше, причина-следствие и т. д.). Во-вторых, понятия отображают не личное субъективное значение признака, а его объективное значение для самих вещей.

Наряду с ассоциативным и бихевиористским подходами к формированию понятий существует и направление, разработанное в гештальтпсихологии. Она рассматривает научение понятиям как перестройку функциональных структур (образов, форм), упорядочивающих многообразие предметов и явлений, каждое из которых обозначается словом. Суть этой перестройки состоит в объединении информации в простые, целостные, компактные, замкнутые, устойчивые во времени, законченные и однородные структуры. Такая перестройка повышает степень систематизации информации, полученной из внешнего мира.

Следовательно, понятия в гештальтпсихологии не «выводятся из опыта», а изобретаются, конструируются, чтобы достичь максимальной организации имеющейся информации в соответствии с поставленной задачей. Какие признаки структуры становятся глав-

ными, зависит от выделяемой функции предметов или от задачи, которую требуется разрешить с их помощью.

Такой путь образования понятий получил название инвентивного. Он заключается в использовании уже имеющихся знаний для выработки новых классификаций объектов, отыскания новых способов решения новых задач. О том, что такой путь образования понятий действительно существует, свидетельствует вся история науки. Время от времени в ней возникают понятия, которые позволяют по-новому взглянуть на факты, накопленные в определенной области знаний. Эти понятия перестраивают структуру этой области знаний, организуют и объединяют факты и понятия, которые до того казались разрозненными и самостоятельными. Они по-новому представляют картину мира и позволяют создать единые принципы для решения задач, которые до того казались различными. В какой-то мере этот же путь в миниатюре проходит каждый учащийся, когда овладевает указанными понятиями и использует их для решения разнообразных задач.

Теоретики гештальтпсихологии считают, что образование новых понятий вовсе не обязательно связано с обнаружением новых вещей. Оно предполагает выявление структурных свойств, существенных для выполнения теми же вещами какой-нибудь новой функции (или, наоборот, для осуществления «старой» функции новыми вещами). Следовательно, новые понятия закрепляют обнаруженные новые функциональные структуры вещей и явлений. Признаки, необходимые для реализации определенных функций, называются функциональной структурой предмета или явления, поэтому и понятия выделяют и закрепляют функциональные структуры вещей и явлений.

Исследования показывают, что инвентивное образование понятий может достигаться путем перехода на другую ступень организации информации, когда ранее самостоятельные ее части становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения и обобщения или расчленения – конкретизации. Второй путь – изменение принципа организации информации. Сочетание (координация или соподчинение) элементов внутри информации может заменяться их субординацией, т. е. подчинением. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему – децентрированием. Перестройка структуры может выражаться в перецентрировании, т. е. выдвижении в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Аксиомы натуральных чисел
Как известно, аксиоматическое построение любой математической теории начинается с перечисления неопределяемых, основных понятий (объектов и ...

Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса ...

Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогическо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru