Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 4

Одной из основных задач обучения, ориентированного на развитие мышления, является формирование у учащихся научных понятий. Эта проблема не имеет однозначного решения в теории обучения. Однако в мировой образовательной практике разработаны различные модели обучения, направленные на формирование научных понятий.

Понятие образуется в результате выделения существенных признаков объектов. Модели объектов, представленные понятиями, – это не копии конкретных вещей. Они являются «идеальными объектами», отражающими устойчивые сочетания существенных свойств. Понятие выглядит как «идеальная конструкция», существующая в речевом плане. Поэтому освоение понятий выступает как освоение соответствующих систем речевых действий. Из этого следует, что понятия – это опыт, систематизированный по линии общих свойств реальности, существенных для практической и познавательной деятельности человечества, и закрепленный в слове. Формирование и усвоение понятий является предпосылкой целесообразной и эффективной деятельности человека при столкновении с новыми объектами, ситуациями, задачами.

Формирование понятий предполагает освоение способов получения информации о существенных свойствах предметов и явлений в процессе обучения. Существенными называют такие свойства или признаки предметов, которые являются общими, необходимыми и отличительными для данного класса и отсутствуют у предметов и явлений другого класса. Понятие выполняет интегрирующую функцию, объединяя предметы и явления, имеющие определенные признаки.

Психологи давно обратили внимание на то, что каждая из существующих видов деятельности играет свою роль в формировании понятий. В процессе предметной (манипулятивной) деятельности происходит выявление свойств. Перцептивная деятельность (восприятие и наблюдение) способствует созданию образов этих свойств. С помощью мыслительной деятельности происходит анализ, синтез и сравнение общих свойств. Отделение (абстрагирование) их от предметов и обобщение как признака класса осуществляется с помощью речевой деятельности.

Таким образом, формирование понятия проходит путь от восприятия предметов к представлению о них и затем уже к их словесному обозначению в понятиях. Этот путь формирования понятий известен как аналитико-синтетический. При его применении обучение начинается с того, что ученикам предлагают предметы, различающиеся по всем признакам, кроме существенных для изучаемых понятий. Это расчленяющая методика. Можно пользоваться и противопоставляющей методикой, когда подбираются предметы, сходные во всем, кроме существенных признаков.

Аналитико-синтетический путь формирования понятий предполагает наблюдение учащихся над этими предметами или явлениями, выделение в них различных сторон и свойств, структур, связей, действий и т. д. После этого выявленные свойства сравниваются и анализируются, а затем выделяются свойства, общие для всех рассмотренных объектов данной группы. За абстрагированными свойствами закрепляются их словесные обозначения – понятия. Далее учащихся обучают применять понятия, упражняя их на распознавание наблюдаемых и изучаемых предметов.

Аналитико-синтетический путь формирования понятий, при котором обучаемый идет от наблюдения через анализ, синтез, сопоставление к абстрагированию, обобщению, называют индуктивным. Новое понятие в этом случае образуется путем обобщения свойств исходных объектов. Слово при этом выступает как средство закрепления и обозначения результатов этого обобщения. Описанный путь формирования понятий относится к числу традиционных и наиболее часто используемых в образовательной практике. Его основы были заложены еще Я. А. Коменским. До настоящего времени индуктивный путь формирования понятий не только сохраняется, но и является преобладающим в обучении, имея за собой позитивный многовековой опыт.

Современные экспериментальные исследования подтвердили возможность использования и эффективность индуктивного метода формирования понятий, позволили уточнить его особенности, способы и механизмы. Установлено, что переработка информации начинается уже в процессе восприятия предметов и явлений. Дальнейшая мыслительная переработка (сравнение, обобщение) определяется результатами проведенного в ходе восприятия анализа предметов, явлений и их свойств. На этапе наблюдения (восприятия) учащиеся могут допускать ошибки, которые впоследствии обнаружат себя в неверных обобщениях и неадекватных понятиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в кач ...

Предпосылки формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языков ...

Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить в четыре группы. К первой группе относится вопрос о том, как должны соотноситься друг с другом в процессе обучения компоненты культуры общения: следует ли на к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0167