В младшем школьном возрасте успешной для решения этой задачи является учебная деятельность, так как в ней формируются эталоны самостоятельного мышления, которые необходимы в индивидуальной мыслительной деятельности. В силу большой подражательности младшие школьники в условиях группового обучения быстрее принимают эти эталоны на «вооружение».
В подростковом возрасте успешнее развивается доказательность суждений, интеллектуальная инициатива, усиливается внимание к позиции и логике суждений соучеников.
Старшеклассники уже в состоянии научиться аргументировать свои суждения. Они могут приобрести высокую чувствительность к логическим и диалектическим противоречиям, что является основанием для дальнейшего развития мышления.
Исследования позволили выделить четыре уровня развития самостоятельности мышления у учащихся.
Первый уровень – синкретический. Суждения школьников на этом уровне характеризуются глобальностью и недифференцированностью. В их высказываниях отсутствуют объяснения причин явлений и какая-либо аргументация. Все суждения категоричны и исходят из субъективной уверенности, основываются на неосознаваемом подражании. Учащиеся абсолютизируют свою позицию и недооценивают позицию партнера.
Второй уровень можно определить как интуитивное суждение или мнение. Учащиеся расчленяют содержательный и оценочный аспект суждения, однако их мысли часто соскальзывают с оценки суждения и полностью поглощаются содержанием высказываний. В высказываниях учащихся преобладает внутренняя уверенность, основанная на мнении авторитетных людей. На этом уровне осознанное подражание преобладает над убежденностью.
Третий уровень связан с переводом интуитивных суждений в дискурсивные и с возникновением зачатков теоретического обобщения. В своих суждениях учащиеся начинают использовать законы науки, общие выводы, отчетливо дифференцируют свою и «чужую» мысль. На этом уровне школьники уже используют систему доказательств.
Четвертый уровень характеризуется развитым теоретическим обобщением, повышенной чувствительностью школьников к логическим противоречиям, развитием интеллектуальной инициативы и полемичности суждений. В общении учащийся не просто высказывает определенные суждения, он стремится защитить их, доказать правоту своих взглядов. Самостоятельность мышления на этом уровне сливается с убеждением и становится сильным фактором саморегуляции интеллектуальной деятельности личности.
При переходе учащихся от одного уровня развития самостоятельности мышления к другому не только усложняется субъективная сторона суждений (оценка и самооценка), но и их объективная обоснованность.
Технологии обучения, ориентированные на развитие самостоятельности мышления, складываются из следующих компонентов: ясная постановка вопросов, четкое выделение познавательных задач, использование надежных источников получения информации, сопоставление пограничных понятий и формулировок, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения, обдумывание всех возможных вариантов решения проблемы (мыслительных задач), открытость чужой точке зрения, выбор позиции, возможность ее изменения при наличии достаточных оснований, стремление максимально точно рассмотреть предмет анализа, развитие способности экстраполировать усвоенные способы мышления на сходные задачи и ситуации. Этот перечень далеко не полный и может быть расширен, поскольку компоненты могут варьироваться в зависимости от предметного содержания учебного материала, возраста обучаемых, используемых методов обучения.
Представленные компоненты технологии обучения направлены и на развитие творческого мышления, его креативности. Эта проблема является актуальной в теории и практике образования многих стран. В ряде стран (Англия, Австралия, Ирландия, Венесуэла и др.) два часа в неделю отводится специальному «обучению мышлению». В зарубежных моделях обучения реализуются различные программы развития мышления: развитие творческого мышления, обучение исследовательским навыкам, программа ориентации на обобщенные мыслительные умения, обучение мышлению как навыку или комплексу навыков».
Однако по-прежнему дискуссионными остаются следующие вопросы: развивать ли мышление в предметно-содержательном контексте или обучать мыслительным навыкам безотносительно к учебному материалу; можно ли целенаправленно развивать мышление, обучать ему; обладает ли обучение исследовательской мыслительной деятельности долгосрочным эффектом; переносятся ли элементы творческого мышления из учебных во внеучебные условия; посвящать ли развитию творческого мышления и обучению исследовательским умениям отдельные учебные курсы или «растворять» это обучение в рамках обычных учебных дисциплин.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база
модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или преж ...
Место использования информационных технологий на уроках
иностранного языка
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет: повышать и стимулировать интерес учащихся; активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала; индивидуализировать обучение; повысить скорость изложения и усвоения информации; вести ...
Цель, контингент, описание диагностических методик
Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Контингент: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обсл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.