Педагогика и образование » Анализ методики и техники логопедического массажа, используемого при коррекции дизартрии » Приемы логопедического массажа при коррекции дизартрических расстройств

Приемы логопедического массажа при коррекции дизартрических расстройств

Страница 3

Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Также очень действенны приемы логопедического массажа, предлагаемые Е.Ф. Архиповой. Она описывает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых даны упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики в соответствии с классификацией дизартрии на основе синдромологического подхода.

В этой главе мною были рассмотрены методические рекомендации по проведению логопедического массажа. Перечислены показания, противопоказания и условия проведения этого метода механического воздействия, которые можно применять и использовать в коррекционно-логопедической работе при дизартрических расстройствах. Описана техника логопедического массажа, предлагаемая Приходько О.Г.

При написании работы мною было изучена специальная логопедическая и психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции дизартрии при помощи логопедического массажа. Рассмотрено влияние логопедического массажа на мышцы артикуляционного аппарата при коррекции дизартрии.

В результате проведенной работы я выяснила, что дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Вопрос содержания коррекционной - логопедической помощи лицам с данным дефектом является открытым как в теоретическом, так и в практическом плане.

На основании проделанной работы можно сделать вывод о необходимости логопедического массажа при работе с детьми, страдающими дизартрическими расстройствами. Но, при этом, не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален в силу своих психический, психологических и физиологических возможностей и особенностей. Поэтому при коррекционно-логопедической работе по преодолению дизартрических расстройств следует осуществлять дифференцированный подход.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Подводя итоги, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.

К сожалению, объем данной работы не позволяет в должной мере осветить все способы и условия проведения логопедического массажа. Но даже на основании вышеприведенных примеров можно сделать вывод о громадной работе, проведенной многими логопедами всего мира для того, чтобы помочь реабилитации и социальной адаптации людей, страдающих речевыми расстройствами различной этиологии, в частности - дизартрией.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков, развития мышления и формирования интеллекта учащихся
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к уч ...

Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина
На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен состав ...

Социальный паспорт класса
Социальный портрет 10 «а» класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru