С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы - это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у учащихся в силу того, что является представителем серии “что-то новенькое", несколько более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более или менее пассивными.
В то же время учителя, работающие по современным учебникам, включают детей в проектную деятельность.
Учебный образовательный проект - организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.
Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства метода проектов:
отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);
развитие навыков самообразования и самоконтроля;
развитие навыков групповой деятельности;
повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя - не в иностранном языке, так в рисовании;
повышение мотивации;
развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
интеграция различных предметов.
Недостатки метода проектов:
проблема субъективной оценки творческой работы;
переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;
технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:
умение работать с различными источниками информации;
умение работать в группе;
умение работать самостоятельно.
Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков,
развития мышления и формирования интеллекта учащихся
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и предметам естественного цикла. С одной стороны, изменяется содержание образования – увеличивается нагрузка на ученика, с другой – ...
Психофизиологические, психологические,
педагогические условия формирования навыка письма
В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения. Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации: сенсомоторный уровень, отвечающий за технику пись ...
Семья и ее социальные функции
Семья, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до сов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.