Педагогика и образование » Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения » Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Страница 1

Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста (способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.).

Исследования по самостоятельной работе учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место.

В 50-60 –е годы, благодаря исследованиям ряда ученых и прежде всего Б.П. Есипову, было дано определение этому понятию, которого в дальнейшем придерживались многие исследовали - дидакты; конкретизирована её содержательная и процессуальная сторона.

Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, « которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».

А.В. Усова, разделяя точку зрения Б.П. Есипова, выделяет в определении понятия самостоятельной работы управляющую функцию учителя, добавляя ещё один признак: самостоятельная работа выполняется не только по заданию, но и под контролем учителя

Под влиянием развития теории самостоятельных работ общеобразовательной школы совершенствовалась теория и практика обучения учащихся и в профессионально- технических училищах.

Исследователи проблемы самостоятельной работы по-разному подходят к статусу этого понятия. Названную работу определяют как метод обучения (Ю.К. Бабанский, В.Г. Осмоловский), средство обучения (П.И. Пидкасистый), форму организации самостоятельной деятельности (Т.И. Шамова), как особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; как познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под тактичным руководством преподавателя (М.И. Пискунов).

Самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к учителю данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности, а по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность.

В современной литературе в понятие «самостоятельная работа учащихся» вкладывается такое содержание, как: самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование знаний для решения научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); деятельность складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г Молибог); самообразование (С.И. Зиновьев); Разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности учащихся на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Назимов).

Различные подходы к определению данного понятия способствовали появлению различных классификаций самостоятельной работы.

Многообразие подходов исследователей к определению самостоятельной работы объясняется не только многоаспектностью этого понятия, но и возрастающей ролью такого вида работы в обучении.

В дидактической литературе выявлены основные причины возрастающего значения самостоятельной работы учащихся:

быстрый рост научной информации;

обеспечение наиболее высокого уровня усвоения учебной информации;

формирование и развитие качеств личности современного специалиста: самостоятельность, активность, убежденность и др.

Установление соотношения между понятиями «самостоятельность» и «самостоятельная работа» позволяет сделать вывод, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

В работах Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой исследованы познавательной самостоятельности и сущность познавательной активности, пути их развития.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Педагогические идеи И.И. Бецкого по созданию государственной системы образования
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в ...

Формирование продуктивных видов деятельности
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно свя ...

Музыкально-эстетическая культура личности
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человек ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru