Педагогика и образование » Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения » Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Страница 2

Познавательная самостоятельность определяется как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

В дидактической литературе рассмотрены способы активизации самостоятельной работы учащихся, а именно:

применение программ-инструкций;

решение познавательных задач;

использование алгоритмов;

систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя;

индивидуализация заданий по содержанию;

использование методов проблемного обучения;

Исходя из этого, возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов.

На основе деятельностного подхода Ю.К. Бабанский составляет классификацию основных умений и навыков учебного труда, включающую три группы умений: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

Особенность этой классификации – соответствие умений не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний.

А.В. Усова подчеркивая особую важность для процесса обучения гностических умений, обосновывает общий подход к формированию у учащихся учебных умений и навыков, основанных на анализе структуры действия, выделении отдельных операций, из которых складывается действие и выработка умений выполнять эти операции. Такой подход позволил в частности, выработать методику формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой на основе применения планов обобщенного характера.

Сущность самостоятельной работы учреждении НПО заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе. В этом состоит её основная дидактическая цель.

В классификации самостоятельных работ учащихся единого подхода не сложилось. В основу классификации самостоятельной работы были положены: вид дисциплины (Е.Я. Голд), источник знания и методы обучения (В.П. Стрезикозин), звенья учебного процесса (Б.П.Есипов), элементы деятельности ученика (П.И. Пидкасистый).

П.И. Пидкасистый на основе качественного анализа структуры деятельности ученика выделил следующие типы самостоятельных работ:

Репродуктивный - воспроизводящие работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Это – решение типовых задач, примеров, выполнения упражнений по образцу или алгоритму.

Реконструктивный – самостоятельные работы на преобразование, реконструкцию, обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Эвристический – самостоятельные работы на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока.

Творческий – исследовательские самостоятельные работы входе которых, учащиеся обучаются раскрывать новые стороны явлений, событий, объектов.

Классификации видов самостоятельной работы отражают разные её стороны и не противоречат одна другой. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен с точки зрения её дидактического назначения используемого источника знаний и способов деятельности, уровня самостоятельности учащихся.

Самостоятельную работу учащихся можно классифицировать по видам учебной деятельности.

Таблица 1

Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы учащихся

Учебно-познавательная деятельность

Учебно-практическая деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

виды самостоятельной работы

заполнение таблиц, работа с книгой, документацией, периодической литературой, выполнение упражнений, решение задач,

составление схем,

задания на выявление дефектов, составление и классификацию, обобщение, составление вопросов

выполнение лабораторно- практических работ, выполнение заданий по алгоритму, выполнение упражнений, изготовление образцов, изготовление макетов,

выполнение учебно-производственных работ, составление эскизов, выполнение чертежей

разработка тематики и методики опытно-экспериментальной работы, формулировать проблемы в заданной ситуации, выдвигать гипотезы их решения,

оценивание, на основе всестороннего анализа, проведение эксперимента, анализ его результатов, выполнение дипломных работ,

проектирование.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...

Интернет-технологии в образовании
Электронная почта (E-mail) Электронная почта - первая, наиболее распространенная и эффективная из служб Интернет. Электронная почта является одним из наиболее удобных, простых и быстрых способов передачи информации. E-mail универсальна - пользователи множества сетей во всем мире, построенных на сов ...

Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вы ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2994