Педагогика и образование » Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения » Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды

Страница 2

Познавательная самостоятельность определяется как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

В дидактической литературе рассмотрены способы активизации самостоятельной работы учащихся, а именно:

применение программ-инструкций;

решение познавательных задач;

использование алгоритмов;

систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя;

индивидуализация заданий по содержанию;

использование методов проблемного обучения;

Исходя из этого, возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов.

На основе деятельностного подхода Ю.К. Бабанский составляет классификацию основных умений и навыков учебного труда, включающую три группы умений: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

Особенность этой классификации – соответствие умений не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний.

А.В. Усова подчеркивая особую важность для процесса обучения гностических умений, обосновывает общий подход к формированию у учащихся учебных умений и навыков, основанных на анализе структуры действия, выделении отдельных операций, из которых складывается действие и выработка умений выполнять эти операции. Такой подход позволил в частности, выработать методику формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой на основе применения планов обобщенного характера.

Сущность самостоятельной работы учреждении НПО заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе. В этом состоит её основная дидактическая цель.

В классификации самостоятельных работ учащихся единого подхода не сложилось. В основу классификации самостоятельной работы были положены: вид дисциплины (Е.Я. Голд), источник знания и методы обучения (В.П. Стрезикозин), звенья учебного процесса (Б.П.Есипов), элементы деятельности ученика (П.И. Пидкасистый).

П.И. Пидкасистый на основе качественного анализа структуры деятельности ученика выделил следующие типы самостоятельных работ:

Репродуктивный - воспроизводящие работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Это – решение типовых задач, примеров, выполнения упражнений по образцу или алгоритму.

Реконструктивный – самостоятельные работы на преобразование, реконструкцию, обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Эвристический – самостоятельные работы на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока.

Творческий – исследовательские самостоятельные работы входе которых, учащиеся обучаются раскрывать новые стороны явлений, событий, объектов.

Классификации видов самостоятельной работы отражают разные её стороны и не противоречат одна другой. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен с точки зрения её дидактического назначения используемого источника знаний и способов деятельности, уровня самостоятельности учащихся.

Самостоятельную работу учащихся можно классифицировать по видам учебной деятельности.

Таблица 1

Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы учащихся

Учебно-познавательная деятельность

Учебно-практическая деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

виды самостоятельной работы

заполнение таблиц, работа с книгой, документацией, периодической литературой, выполнение упражнений, решение задач,

составление схем,

задания на выявление дефектов, составление и классификацию, обобщение, составление вопросов

выполнение лабораторно- практических работ, выполнение заданий по алгоритму, выполнение упражнений, изготовление образцов, изготовление макетов,

выполнение учебно-производственных работ, составление эскизов, выполнение чертежей

разработка тематики и методики опытно-экспериментальной работы, формулировать проблемы в заданной ситуации, выдвигать гипотезы их решения,

оценивание, на основе всестороннего анализа, проведение эксперимента, анализ его результатов, выполнение дипломных работ,

проектирование.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Дифференциация младших школьников с ЗПР по группам
Для разработки рекомендаций по совершенствованию коррекционно - развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития ...

Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы личности
Гуманитаризация обучения математики как средство повышения ее ценностного потенциала для подростка Ничем не оправданное выхолащивание матем ...

Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек
- Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка – ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru