Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе

Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе

Страница 1

Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную.

Интернет-технологии как новая технология обучения, имеет ряд психолого-педагогических особенностей, которые отличают ее от других технологий. Эти особенности необходимо знать и учитывать как преподавателям и методистам, так и разработчикам новых обучающих и образовательных курсов. К ним относятся:

1. Психологические особенности сетевого общения.

В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона отражает факт обмена информацией между общающимися, интерактивная - факт организации взаимодействия, перцептивная - факт установления взаимопонимания.

Эффективность педагогического воздействия посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым посредством компьютера. Важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:

информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

вербальное общение реализуется посредством фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т.п.), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение (контакт глазами);

интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Из перечисленной выше парадигмы психологических факторов, доминирующих в процессе общения, можно сделать вывод о том, что:

Сетевое общение - особый вид коммуникации, появившийся в условиях современной информационной среды.

В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса и др.). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию по различным психологическим характеристикам и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. При сетевой форме часть таких характеристик отсутствует, таким образом, тормозится процесс коррекции.

Если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня (на практике это невозможно): информационный и личностный, то можно констатировать значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе обучения, основанного на удаленном (сетевом) общении личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и ученика.

Помимо некоторых недостатков сетевого общения, описанных выше, существуют и неоспоримые плюсы подобного рода коммуникации, а именно:

возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер (например, барьеры, связанные с различными недостатками собеседников, включая дефекты внешности) при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость (так называемый "эффект маски").

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза у младших школьников
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...

Особенности воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я ...

Опытно-экспериментальная работа по организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
В теоретической части работы были рассмотрены предпосылки и рекомендации организации учебного сотрудничества, как условие эффективного обучения русскому языку, а так же рассмотрели показатели эффективности учебного сотрудничества (повышение мотивации, повышение эффективности усвоения учебного матер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2538