Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе

Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе

Страница 1

Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную.

Интернет-технологии как новая технология обучения, имеет ряд психолого-педагогических особенностей, которые отличают ее от других технологий. Эти особенности необходимо знать и учитывать как преподавателям и методистам, так и разработчикам новых обучающих и образовательных курсов. К ним относятся:

1. Психологические особенности сетевого общения.

В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона отражает факт обмена информацией между общающимися, интерактивная - факт организации взаимодействия, перцептивная - факт установления взаимопонимания.

Эффективность педагогического воздействия посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым посредством компьютера. Важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:

информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

вербальное общение реализуется посредством фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т.п.), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение (контакт глазами);

интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Из перечисленной выше парадигмы психологических факторов, доминирующих в процессе общения, можно сделать вывод о том, что:

Сетевое общение - особый вид коммуникации, появившийся в условиях современной информационной среды.

В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса и др.). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию по различным психологическим характеристикам и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. При сетевой форме часть таких характеристик отсутствует, таким образом, тормозится процесс коррекции.

Если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня (на практике это невозможно): информационный и личностный, то можно констатировать значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе обучения, основанного на удаленном (сетевом) общении личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и ученика.

Помимо некоторых недостатков сетевого общения, описанных выше, существуют и неоспоримые плюсы подобного рода коммуникации, а именно:

возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер (например, барьеры, связанные с различными недостатками собеседников, включая дефекты внешности) при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость (так называемый "эффект маски").

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Неполные предложения как характерная особенность неофициального стиля
Из всех указанных выше языковых особенностей официального и неофициального стилей следует остановиться подробнее на неполных (эллиптических ...

Самостоятельное изучение произведений. Вопросы репертуара
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пь ...

Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было на ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru