Педагогика и образование » Воспитание и обучение в Древней Руси

Воспитание и обучение в Древней Руси

Страница 5

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать. На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке - следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского, оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Но именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

В 14-15 веках формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения, во многих городах открывались приходские школы при храмах и монастырях.

Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. Деловые бумаги, летописи, летописные своды конца 14- начала 15 в. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др.

С конца 15 в., когда Москва стала столицей русского централизованного государства, грамотность и образование все глубже входили в жизнь дворянства, состоятельного купечества и ремесленного люда. На развитие просвещения значительно повлияло возникновение в Москве книгопечатания. До конца 17 в. было отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских, таких как первый московский букварь В.Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Считание удобное .» с таблицей умножения и простыми дробями, Большой и Малый буквари известного писателя Кариона Истомина.

Многие образованные московитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой, иностранными языками. Москва 16 - 17 вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»), географическими картами, сошными книгами с указаниями об измерении пашен и др. Жители Москвы узнали даже об учении Н.Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя .».

В 16 веке постановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей. В организации обучения наметились три ступени: начальная, профессиональная и высшая.

В 16-17 вв. в борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей шестого года жизни
Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах. В психологическом словаре Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающ ...

Особенности развития лексико-грамматического строя речи
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лек ...

Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ
При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, её основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.022