Отбор материала. Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который доступен пониманию детей, ориентирует их в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали больше таких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы.
Учитывая особенности природы различных регионов России в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.
В группах старшей и подготовительной к школе нужно знакомить детей по картинам с природой и более отдаленных мест.
Построение программы. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением дети знакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это на примере.
Дерево – объект изучения для всех групп. От самых маленьких детей требуют умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева – листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники узнают расположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатся различать на своем участке деревья двух-трех видов. В старшей группе дети устанавливают связь между похолоданием и опадением листьев. В подготовительной к школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек. Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.
Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту.
Программный материал дается по временем года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.
Мы считаем возможным представить методику экологического воспитания следующую:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
План – конспект урока по теме "Хлебобулочные изделия"
Тема: "Хлебобулочные изделия". Тип урока: комбинированный. Средства обучения: таблица "содержание витаминов в продуктах" кроссворд, DVD, диск "Изделия из теста", технологические карты (не заполненные по количеству детей), инструкционные карты №1, № 2, №3,№4. Методы обу ...
Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...
Влияние особенностей учреждений дополнительного образования
детей на характер педагогического общения
Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим невозможно рассмотрение педагогического общения в УДОД без обращения к особенностям этих учреждений. Задачи данного параграфа: охарактеризовать особенности УДОД; в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.