Педагогика и образование » Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина » Поэзия Есенина как предмет изучения в литературоведении

Поэзия Есенина как предмет изучения в литературоведении

Страница 2

В книге Станислава Юрьевича и Сергея Станиславовича Куняевых "Сергей Есенин" прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов.

Л.В. Занковская своей статье "Характерные черты стиля Сергея Есенина" раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после.

По ее мнению "поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: "Песнь о Евпатии Коловрате", "Марфа Посадница", "Ус" и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д. - получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Многие герои его исторических поэм гораздо ближе к фольклорным прототипам, нежели реально существующим личностям. Его персонажи жизненны, "укоренены". Добро и красота - суть их натуры и их жизни. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт "заглянул ему в душу" и увидел "нежность грустной русской души", увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной. Патриотизм Есенина глубоко органичен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родственники, родная земля, "шестая часть земли" - Русь. В "Персидских мотивах" у героя "в душе звенит тальянка", и "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".

В дореволюционной поэзии Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры.

Для этого периода стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: "Схимник-ветер шагом осторожным / Мнет листву по выступам дорожным".

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: "Это все есть у народа, - говорил он. - Мы тут только наследники народа. < . > Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить".

"Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народно-поэтических традиций.

"Широко использует Есенин также принцип загадки, в 1918 году он создал около 30 стихотворений, в которых почти столько же загадок или близких к ним метафор. А в "Пугачеве" (1921) более 40 построенных по этому принципу образов".

Л.В. Занковская обращает внимание на то, "что в поэтической образности Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии, от иконописи, "умозрения в красках" (Е. Трубецкой) - источника познаний изобразительных средств, из интереса и внимания ко всем сторонам человеческого бытия, свойственного его художественной натуре. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа: "Я учусь, я учусь моим сердцем / Цвет черемух в глазах беречь".

Его чуткое импрессионистическое мировидение, умеющее постичь значительное в малом, мастерски вычленяло из синкретических картин (они постоянно присутствуют в его поэзии) индивидуальное, не нарушая при этом внутреннего единства:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке -

Зеленое вымя сосет.

Зрительное восприятие художника угадывало, улавливало во всем неповторимость, сказочность ("Хаты - в ризах образа"; "Обняв трубу, сверкает по повети / Зола зеленая из розовой печи"). В области световой эстетики Есенину принадлежит, пожалуй, первое место среди поэтов-современников.

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. ("О красном вечере задумалась дорога"; "Вечером синим, вечером лунным"; "Алый мрак в небесной черни / Начертил пожаром грань" и др.)".

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Музыкально-игровая деятельность младших школьников
В отечественной педагогике последнего десятилетия интенсивно разрабатывается методология игровой имитации - новые модели процессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формирования смысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов личности школьника, но целостной теории до сих пор не су ...

Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...

Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
1. «Стройная елочка» (игра-сказка) Задачи игры 1.закрепление умения различать музыку: тихую – быструю и громкую – медленную. 2. закрепление умения двигаться легким бегом на высоких полупальцах, сохраняя правильную осанку. Содержание игры Воспитатель рассказывает детям сказку. «В лесу было много ело ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0259