Проблемное обучение — это целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем.
Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает, тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу: при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Этот процесс разворачивается аналогично трем фазам мыслительного акта (по С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический тип обучения с большим развивающим потенциалом.
В профессиональной деятельности требуется все чаще и чаще из-за наличия событий с большой степенью неопределенности наличие творческого и продуктивного мышления. Поэтому будущий рабочий (специалист) нуждается в новых нестандартных средствах и способах деятельности, так как традиционные в этих условиях уже недостаточны. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация —это непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале этих предметов и производственного обучения:
-постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
-вскрытие противоречий между теоретическим или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или целесообразностью этого способа;
-постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
-постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
На этой основе строится технология проблемного обучения, сущность которого заключается в том, что учащихся ставят в положение «первооткрывателей», «исследователей» учебных и производственных ситуаций.
При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение познавательных задач (проблем), выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. Вопрос, на который учащийся заранее, знает ответ, не является проблемой. Не относится к проблеме и такой вопрос, ответ на который учащемуся неизвестен и у него нет знаний и опыта для его поиска.
Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Этими положениями следует руководствоваться при создании или выборе проблемных ситуаций и формулировании проблем.
Проблема, познавательная задача возникают на основе противоречия между известным, освоенным и еще неизвестным, между новыми фактами, явлениями, зависимостями и ранее усвоенными знаниями, способами деятельности, в которые эти факты и явления «не укладываются».
Таким образом, противоречия, которые существуют в реальной действительности, отражаются в сознании учащихся только тогда, когда они сталкиваются с ними. Проблема, следовательно, существует объективно, независимо от того, стала ли ситуация проблемной для учащегося, осознал ли он это противоречие, ищет ли он свое решение. Для учащегося его ситуация превращается в проблемную, когда он осознает и воспринимает противоречия. Исходя из этого положения, мастеру не следует произвольно, искусственно конструировать проблемную ситуацию. Необходимо провести целесообразный отбор реальных учебных и учебно-производственных ситуаций, столкнуть учащихся с ними, побуждая их к открытию нового.
Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического
потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...
Методы развития и оценки координационных способностей
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит о ...
Характеристика цифровой оценки
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. 5 (отлично) - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Отл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.