Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Страница 6

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М. Рокичем предложены две оси измерения ценностей: компетентность - мораль; личное – социальное.

Э. Дисл, Р. Райан определяют пятнадцать жизненных целей-ценностей: свобода, открытость и демократия в обществе; безопасность и защищенность; служение людям; власть и влияние; известность; автономность; материальный успех; богатство духовной культуры; личностный рост; здоровье; привязанность и любовь; привлекательность; чувство удовольствия; межличностные контакты и общение; богатая духовно-религиозная жизнь.

МакГвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека.

С.С. Бубнова выделяет полиструктурные ценностные ориентации личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо

включить в содержание образования. Например: В.А. Караковский выделяет следующие:

земля,

Отечество,

семья,

труд,

знание,

культура,

мир,

человек

И.Я.Лернер-

познание

здоровье

истина

социальная справедливость

честь и достоинство

свобода и право выбора

природа и культура родного края

Таким образом, ценности в трудах этих педагогов выделены по принципу сфер жизни школьника.

Ценности рассматриваются нами в возрастном аспекте. Рассмотренное в этом параграфе всеобщее нуждается в психологической конкретизации, которой мы посветим следующий параграф.

Выводы:

Ценностные ориентации- сложные личностные образовании, проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.

В ценностных ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.

Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды и субъектности человека.

Ценностные ориентации могут быть разделены на систему ценностей

- в области межличностных отношений;

- области отношения "человек-природа";

- направленных на собственное "я";

- направленных на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Организация взаимодействия с подростками
Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения о ...

Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В данном параграфе представлены и описаны основные этапы эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования по реализации социально-педагогического потенциала в условиях учреждений дополнительного образования. На основе анализа научной литературы определили применительно к нашей опыт ...

Психологические основы исследовательского обучения школьников
К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2329