Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

Страница 3

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой психологии, по его мнению, является проблема формирования личности, а для него важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от переживания высших ценностей личность формируется по-разному.

Им описано 6 типов ценностей и, соответственно, типов личности: 1) теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; 2) эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями; 3) экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; 4) социальный тип - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; 5) политический тип - для такой личности характерно стремление к власти, господству, и влиянию; 6) религиозный тип - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

Все направления ценностей присутствуют в каждой личности, но какое-либо из этих переживаний приобретает в отрочестве и юности руководящее значение. Сравнивая этот возраст у детей из пролетарской и буржуазной среды, он считал, что рабочая молодежь в силу необходимости рано заботиться о заработке, практически не имеет юности. Поэтому подростки из рабочей среды имеют преимущественно политическую и экономическую жизненную установки. Буржуазная молодежь, имея возможность получить образование, развить свое Я, обладает всеми остальными ориентациями.

Переходный возраст по Э.Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и называет серьезной игрой. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. В серьезных играх подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

По Э.Штерну, человек остается молодым, пока он к чему-то стремится, пока имеет перед собой цель, пока он знает, что за каждой стадией, которой он достиг, есть другая - высшая. Молодой человек и должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он должен искать. В качестве наследия этого периода каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Не обошел вниманием подростковый возраст и Л.С.Выготский, поставивший новые проблемы исследования подросткового возраста - необходимость выделять основное новообразование в сознании подростка и выяснить особенности социальной ситуации развития. Таким центральным и специфическим для возраста новообразованием является возникающее представление о себе как уже не ребенке: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании его взрослости окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагог ...

Экономические задачи в обучение информатике
В процессе обучения учащиеся старших классов экономического профиля вынуждены будут сталкиваться с рядом экономических задач, решение которых может осуществляться как вручную, так и при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий в финансовых расчетах позволяет значительн ...

Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью
После изучения теоретического материала по вопросу формирования связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить взаимосвязь развития связной речи от уровня интеллектуального развития младших школьников с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2354