В основу этой методики положен психолингвистический подход.
Исследование проводилось в первой половине дня индивидуально с каждым ребёнком. Оно состояло из серии заданий, которые выполнялись в системной последовательности, с указанием цели, материала, инструкции логопеда, хода выполнения задания ребёнком.
При обследовании состояния словоизменения существительных мы использовали предметные картинки и речевой материал. Задания подбирались с учётом возраста детей, программных требований к вербальному развитию младших школьников данного возраста.
В процессе проведения эксперимента мы уделяли внимание индивидуальным особенностям ребёнка (как ребёнок идёт на контакт, состояние его внимания, степени утомляемости и др.), а также учитывали наличие некоторых других факторов, влияющих на ход проведения эксперимента.
Материал для обследования речи был подготовлен заранее, наглядные и словесные инструкции предъявлялись ребёнку чётко и точно.
При возникновении затруднений у детей при выполнении заданий мы оказывали дополнительную помощь в виде привлечения внимания ребёнка, стимуляции речемыслительной деятельности посредством указаний, советов («Не спеши выполнять задание, подумай» и др.), использования вопросов разного типа (в том числе прямых, наводящих, подсказывающих и др.).
Общение с детьми в процессе обследования проходило на благоприятном эмоциональном фоне. Мы старались создавать у каждого ребёнка положительную мотивацию выполнения заданий, не фиксируя внимания ребёнка на ошибках, поощряя правильное выполнение необходимых действий и формируя у него уверенность в возможности преодоления имеющихся трудностей.
В процессе исследования применялись следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева):
1. Теоретические: сбор и анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
Изучение опыта ведущих педагогов-логопедов: Л.С. Волковой, А.Н. Корнеева, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Л.Г.Парамоновой, И.В. Прищеповой, И.Н. Садовниковой, И.А.Смирновой, Т.Б.Филичевой, М.Е. Хватцева, и др.
2. Организационные - сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, беседа;
4. Психодиагностические: диагностические задания, тесты.
5. Библиографические - сбор и анализ анамнестических данных.
6. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Логопедическое исследование включало изучение беспредложных падежных и предложно-падежных конструкций существительных, образование существительных в единственном и множественном числе.
Методика исследования словоизменения существительных в устной речи
Разделы исследования:
I. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе.
II. Употребление беспредложных падежных конструкций существительных.
III. Употребление предложно-падежных конструкций существительных.
I. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе.
Предлагаемая методика состоит из 1 задания:
Задание 1. .Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Цель: умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Игра «Что мы видим?»
Материал исследования: картинки, изображающие один и много предметов (дерево – деревья, гнездо – гнёзда, ухо – уши, глаз - глаза, лев – львы, носок – носки, сосна - сосны, лиса – лисы).
Проблемы ребёнка при поступлении в школу
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности); коммуникативные трудности ...
Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней
Как известно, становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного проц ...
Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством
профориентационных игр
Следует признать, что часто профконсультация не интересна школьникам. Одна из причин этого - недостаток активирующих методов, делающих процесс профконсультирования более насыщенным и привлекательным. Многие специалисты в поисках такой привлекательности нередко обращаются к сложным психодиагостическ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.