В рамках внеурочного курса по истории математики, мы считаем, уместно развивать систему реферирования как средство управления самостоятельной математической подготовкой школьников. Исключительно полезно для будущего студента умение работать самостоятельно – изучать новый исторический материал, конспектировать его. Такая деятельность воспитывает у учащихся ценные качества и черты характера. Одновременно подобная работа позволяет усилить и профориентационную линию на занятиях такого кружкаа.
Очень полезно на факультативно – кружковых занятиях решение исторических задач.
Дополнением к кружковым и факультативным занятиям выступает математическая газета. Мы думаем, что основной целью этой газеты должна быть пропаганда математических знаний среди учащихся, не занимающихся в кружке или факультативе, повышение их интереса к математике, привлечение их к факультативно – кружковым занятиям, освещение внеклассной работы. Материалы, помещаемые в стенной газете, должны быть интересны и для членов кружка или факультатива. Некоторую часть газеты заполнять можно материалами, которые не рассматриваются на кружковых или факультативных заседаниях.
Математические кружки и факультативы по истории математики обучающимся очень полезны. Недаром вопрос об использовании элементов истории математики в средней школе интересовал передовых русских преподавателей и ученых еще в дореволюционное время. И это естественно: ведь изучение истории науки играет важную роль в воспитании молодого поколения.
Кружок «История математики в лицах»
Изучение математике в средней школе чрезвычайно важно для формирования логичности мышления, абстрактности представления, повседневной жизни. Отмеченное выше противоречие (между необходимостью строгого изложения курса математики, в рамках стандарта образования с одной стороны, и приближения содержания математического знания к личности школьника) может быть преодолено путем реализации основной программы на уроке и ее расширения вне урока. Однако это не единственный путь. Разработанный нами кружек посвящен достаточно классическому способу привития интереса к математике - изучение ее истории. В будущем следует создать ряд курсов сочетающих современную элементарную математику и гуманитарные предметы.
В рамках текста нашей дипломной работы мы не будем приводить конкретное содержание кружка. Однако, все же дадим дать чисто методическую характеристику предлагаемого способа организации занятий. Рассмотрим примерную таблицу распределения часов для данного кружка начиная с 8-го класса (так как исследователю не удалось провести занятия в 7 классе, подобная таблица для кружка составляться не будет, хотя возможно применение нижеприведенной расчасовки).
Таблица 2
Темы |
Часы |
Лекции |
Семинары |
Примечания |
Математика в Вавилоне и Египте |
2 |
1 |
1 |
При изучение темы упор делается на подчеркнуто эмпирический характер математического знания в данный период. |
Греческая математика как основа современной математической науки. |
3 |
2 |
1 |
Указывается важность периода для формирования специфической, доказательной парадигме математики |
Математика в Индии и Арабских странах. |
2 |
1 |
1 | |
Средневековая математика. Начала современной науки. |
4 |
2 |
2 |
В данной теме основной упор делается на изучении взаимосвязи математики и духовной культуры |
Российская математика |
10 |
5 |
5 |
При реализации данной части следует сделать упор на преемственность в развитии европейской и русской математики |
Практикум по решению задач |
20 |
0 |
20 |
Данные занятия стоит чередовать с лекционно-семинарскими. |
Итого |
41 |
11 |
30 |
Примеры создания учебных элементов
Учебный элемент "Возможности копирования различных элементов в приложениях: Word, Excel, Paint Brush, Windows Movie Maker" Цели: Изучив данный учебный элемент вы сможете: выделять различные объекты, такие как, текст и его фрагменты, графические элементы, звуковые файлы; перемещать и копир ...
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
К.Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.