№7. Назови лишнее слово. (1. Собака, кошка, ромашка, волк, лиса; 2. Диван, стул, кровать, хлеб, шкаф; 3. Солнце, яблоко, банан, вишня, апельсин; 4. Белый, красный, лестница, зеленый, желтый)
Ответы испытуемых регистрировались в индивидуальном протоколе.
По окончании констатирующего эксперимента составлялось заключение, в котором отражалось состояние речи, высказывалось предположение о структуре дефекта и определялся уровень речевого недоразвития испытуемого. Затем полученные данные сравнивались с данными эксперимента, проводимого с детьми, не имеющими какого-либо речевого расстройства.
Объектом исследования являлись дети 5–6 лет. По заключению ПМПК у всех детей наблюдается недоразвитие. Нами было обследовано 16 человек, из них 9 девочек и 7 мальчиков. Дети были разделены на две группы, по 8 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
В экспериментальной группе было выявлено у 5-ти детей – ОНР II уровня, и у 3-х детей – ОНР III уровня. Эти дети посещали логопедическую группу один год.
Установленные особенности грамматического строя речи у детей мы представили в таблице.
Таблица 1 Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР, %
Виды ошибок |
% |
– в словообразовании |
40% |
– в употреблении падежей существительных |
60% |
– в употреблении числа существительных |
50% |
– в употреблении предлогов |
90% |
у всех детей с ОНР наблюдаются при употреблении предлогов. При этом учащиеся либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги /в, на, за, с, к/, в активном запасе в основном 4–5 предлогов, редко встречаются: под, над. Сложные предлоги не употребляются.
При преобразовании существительных единственного числа в множественное допускают ошибки (ребёнок – ребёнки, человек – человеки).
В ходе обследования выявились следующие трудности в употреблении падежей существительных: наиболее часто допускаются ошибки в родительном, винительном и творительном падежах. Так учащиеся либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его.
В согласовании различных частей речи учащиеся испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными.
Таблица 2 Особенности грамматического строя у детей речью без нарушений, %
Виды ошибок |
% |
– в словообразовании |
0% |
– в употреблении падежей существительных |
5% |
– в употреблении числа существительных |
5% |
– в употреблении предлогов |
10% |
Сравним в диаграмме особенности грамматического строя детей с ОНР и детей без речевых нарушений
Дети с общим недоразвитием речи одновременно могли справиться с выполнением даже сложного задания, но допустить ошибки в более простом. Детям этой группы свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность и замедленность всех психических процессов. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения заданий качество их деятельности ухудшается. Быстро наступает нервное истощение, ослабление внимания.
Детям с ОНР доступны логические операции сравнения, проанализировав задание «Назови лишнее слово» можно прийти к выводу, что 70% дошкольников с ОНР дали правильные ответы, в то же время, как и дети с нормальной речью – 100%.
Таблица 3 Общие результаты исследования
Название |
Испытуемые |
Без ошибок |
1 ошибка |
Ошибка + помощь |
Выраженные ошибки |
Недоступно |
Память |
Дети с ОНР |
48 |
37 |
15 | ||
Дети с N речью |
93 |
7 | ||||
Восприятие |
Дети с ОНР |
61 |
15 |
24 | ||
Дети с N речью |
73 |
27 | ||||
Внимание |
Дети с ОНР |
13 |
65 |
22 | ||
Дети с N речью |
84 |
16 |
Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Развитие физических качеств детей в младшем школьном возрасте
Развитие ребенка младшего школьного возраста, становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед орг ...
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.